Бурри


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Альберто Бурри — один из известных «иноформенных» художников Италии. Его «картины» также построены почти исключительно с помощью нехудожественных материалов.
Вместо холста он использует прорванные мешки, старые доски, на которых остались следы воздействия дождя, солнца, ветра, вместо красок — ржавые куски железа, гвозди, жесть, тряпки, смолу и др.
При этом Бурри совершенно сознательно пользуется только такими материалами, которые можно найти на свалке, в корзине мусорщика, подводя под это своего рода «теоретическую» базу. Как разъясняет Д. К. Арган, он стремится показать, что «в этом гниении и разложении, в то время, когда гибнут последние следы вещей, совершается медленное и постепенное восстановление органического».

Однако «живопись» Бурри по существу не отличается, скажем, от живописи барселонской школы или Дюбюффе, которые также используют подобные нехудожественные материалы. Она тоже антиэстетична и представляет собой разрушение искусства, как и «живопись» лжеживописцев, ему подобных.

Мы могли бы умножить эти маленькие характеристики современных художников-абстракционистов. Но вряд ли есть необходимость в этом: стоит ли всерьез заниматься «художниками», которые не только не стыдятся, но даже ставят себе в заслугу то, что создают свои произведения без замысла, без мысли, без творческой фантазии, чисто бессознательным путем.
И если мы привели наши характеристики, то сделали это только для того, чтобы дать более наглядную картину — до каких действительно диких, невероятных проявлений докатился маразм современной буржуазной живописи. Мы повторяем еще раз: это уже не живопись, не искусство. В других направлениях зарубежного искусства кое-какие элементы искусства еще остаются, в нем еще тлеют иногда живые искорки, хотя в принципе оно тоже является искусством неполноценным, искалеченным, оторванным от жизни, предназначенным лишь для эстетствующих гурманов. В современной же «живописи» абстракционистского толка — в абстрактном экспрессионизме, ташизме, искусстве «иной» формы — уничтожено всякое человеческое содержание, разорваны последние нити, связывающие его с жизнью, разрушена сама форма искусства, специфические средства его выражения.

Подведем же некоторые итоги. То, что именно экспрессионистический абстракционизм превратился в господствующее течение современного буржуазного упадочного искусства, является знаменательным фактом. Это говорит прежде всего о том, что современная империалистическая буржуазия заинтересована в таком «искусстве», которое зиждется на полном отрицании красоты мира, внушает зрителю идеи бессмысленности жизни, неверие в человека и его разум, воспевает все подсознательное, инстинктивное, низменное, выдавая это за глубокую сущность человека. Самая благородная и возвышенная миссия всякого подлинного искусства состоит именно в том, что оно обогащает человека духовно, несет светлые идеи, воспитывает и развивает чувство прекрасного. Абстракционизм же уродует человеческую психику, не развивает, а развращает эстетический вкус зрителя, сознательно стремясь обеднить его духовно, довести почти до полуживотного состояния. Это «искусство» унижает человека, его достоинство. Оно оскорбляет и само искусство и не имеет уже права называться этим благородным словом.

Вот почему борьба против современного абстрактного искусства — это борьба в защиту подлинного искусства, ради сохранения и развития его великих гуманистических традиций, против реакционных стремлений империалистической буржуазии и ее идейных оруженосцев — использовать искусство в своих грязных целях.

продолжение книги ...