Матье


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Жорж Матье — одна из наиболее шумно рекламируемых фигур в современном упадочном буржуазном искусстве. Во всей его деятельности как «художника» проявляется столько трюкачества — показного и рекламного, что не случайно она освещается в сенсационно-юмористическом плане даже в буржуазной печати.
И все-таки находятся «знатоки» искусства, которые как Франц Роо, возводят Матье в ранг создателя нового «лирического» или «психологического» направления в абстрактном искусстве.

Матье изучал юриспруденцию и философию, но неожиданно ощутил, как он говорит, «влечение» к живописи. С 1942 года он начинает создавать свои абстрактные картины.
С 1947 года он обосновывается в Париже, а в 1950 году уже устраивает персональную выставку в галерее Друена и спустя четыре года выставляется в Нью-Йорке.
Его слава растет, и человек, который никогда не изучал живописи и по существу ничего не понимает в ней, становится чуть ли не властителем судеб французского искусства. А «картины», самого Матье — это всего навсего сумма красных, черных или других пятен, на фоне которых нацарапан ряд графических иероглифоподобных каракулей.

Эти «произведения» он обычно создает в присутствии публики, с молниеносной быстротой, надевая на себя предварительно шлем, кимоно, подпрыгивая возле своей картины, как котенок, или порой залпом выпивая стакан пива, — ведь нельзя тратить ни одной минуты «вдохновения».
Матье уже побил все рекорды быстроты создания «картин». Они — продукт инстинктивных, биологических импульсов. В них не осталось ничего человеческого, тем более «лирики», которую буржуазные искусствоведы умудряются находить в картинах Матье.

продолжение книги ...