Дюбюффе


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


В своих произведениях Дюбюффе, которому уже за сорок, словно притворяется ребенком, проявляя нарочитый примитивизм. Конечно, этот примитивизм никак не может быть сравним с отношением к миру, подкупающим своей непосредственностью и искренностью. Это просто грубая, вульгарная насмешка, в которой нет ни грана искусства, что впрочем, не мешает Мишелю Рагону расхваливать Дюбюффе, утверждая, что его творчество, не только «разнообразно» и «плодотворно», но что произведения Дюбюффе «более реалистичны», чем Гермес Праксителя».

Каково же это столь превозносимое «творчество» Дюбюффе? Оно — двоякого рода: во-первых, это произведения, в которых из густой текстуры смутно выступают контуры обезображенных, совершенно деформированных человеческих лиц и, во-вторых, произведения, в которых весь холст покрыт густой, словно шевелящейся массой темных и серых красок.

Сам Дюбюффе любит говорить, что он создает искусство «как люди, которые не умеют рисовать». Для этой цели обычные материалы живописи ему не нужны. Он употребляет для создания картин песок, маленькие камешки, кусочки стекла, деготь и другие так называемые «реальные материалы», перемешивая их с маслом.

Любопытно в связи с этим отметить факт, что с 1947 года Дюбюффе является одним из руководителей так называемого «Очага брутального искусства» в Париже. А главная задача этого «очага» — пропаганда и поддержка произведений... разного рода «медиумов» и умалишенных.

А вот как сам Дюбюффе формулирует задачу своего творчества: «У меня нет идеи. Я никогда не знаю, как я создал свое произведение или как повторить тот же самый эффект.
Это таинственная удача, и, наверное, именно эта таинственность тянет меня снова и снова возобновить опыт каждый раз, когда я делаю картину».

продолжение книги ...