Клее


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Швейцарский художник Пауль Клее считается одним из самых крупных первых представителей абстракционизма.
Еще ребенком Клее проявляет сильное влечение к изобразительному искусству и одновременно — к музыке. И впоследствии, занимаясь живописью, он в течение всей своей жизни продолжает интересоваться музыкой, что накладывает отпечаток и на его творчество.
Пауль Клее получил художественное образование в Мюнхене (1898—1901). Его первые картины выдержаны в символистично-экспрессионистском плане. Такова, например, егсь картина «Девушка на дереве» (1903).
Некоторые современные западные искусствоведы считают его своего рода «полуабстракционистом» по двум соображениям. Во-первых, Клее всегда при создании своих произведений исходит из реальной действительности, хотя, как правило, не из конкретной реальной действительности, а из своих воспоминаний о ней, об увиденном. Во-вторых, иногда в его картинах имеются, хотя и в очень искаженном виде, такие изображения, которые подобны реальным растениям, птицам и т. д. Но в основном, конечно, и его творчество абстрактно.
В 1911 году Клее знакомится с Кандинским и в следующем году уже участвует во второй выставке «Синего всадника». В апреле 1912 года он снова приезжает в Париж, где сталкивается с художниками-кубистами. Он встречается с Делоне, восхищается его работами. Они «ничего не заимствуют из природы, обретая по отношению к форме совершенно абстрактное существование» — пишет он о них. В своем дневнике, который он ведет регулярно с 1898 по 1918 год, Клее с восхищением отзывается чо Кандинском (1912), называя его «самым смелым между ними», хвалит футуристов Карра, Боччиони, Северини, произведения которых он видел на выставке в Монако (1912). Сильное впечатление производит на Клее путешествие в Тунис (1914) — самобытный пейзаж и яркость красок арабского искусства. Он записывает в своем дневнике: «Цвет овладевает мною... Это чувство счастливого момента: цвет и я — это одно и то же».
Первая мировая война потрясает сознание художника. Но он уходит в мир искусства, в формалистические искания, находя в них, по собственному признанию, забвение от жестокой действительности. После войны, с 1921 по 1931 год он преподает в «Баухаузе», ведет курсы по теории живописи, стеклописи и производству гобеленов — вначале в Веймаре, а потом в Дессау, куда с 1929 года перемещается «Баухауз».
«Баухауз», организованный в 1919 году видным немецким архитектором Вальтером Гропиусом, стал одним из самых важных центров развития и пропаганды абстрактного искусства в течение всего его существования, вплоть до 1933 года. Здесь не место заниматься противоречивой деятельностью и направленностью работы «Баухауза». Отметим только, что в деятельности его имеется и ряд положительных моментов, справедливо отмечаемых современными немецкими искусствоведами-марксистами, в особенности в области прикладного искусства, архитектуры, вопросов синтеза архитектуры с другими видами искусства и т. д.
В 1931 году П. Клее становится профессором в художественной академии Дюссельдорфа. Уволенный в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов, он возвращается в Швейцарию, где живет и творит до конца своей жизни.
Что представляет абстрактное творчество Клее, каковы его характерные черты? Оно очень разнообразно, как по своей тематике, так и по своему художественному исполнению. Чаще всего в его произведениях встречаются изображения, напоминающие растения, структуры минералов, рисунки созвездий. Фантазия художника здесь подобна фантазии ребенка, который в своем увлечении игрой всех наделяет человеческим чувством и сознанием. «Подобно тому как ребенок,— пишет о Пауле Клее К. Эйнштейн,— любит куклу или марионетку, так и у Клее находим мы марионеток-людей, то есть фигуры, в которых заключены игра и произвол».
Сам Клее считал, что своим творчеством он раскрывал тайную, невидимую сущность космоса. Вот почему, по его мнению, художник не должен чувствовать себя связанным с конкретной реальной действительностью, ибо тогда он не вскроет существо природного творческого процесса. Задача художника состоит не в том, чтобы «передать лишь виденное им более или менее темпераментно, но в том, чтобы тайно увиденное сделать явным».
Творчество Клее носит подчеркнуто религиозно-мистический характер. Автор большой монографии о нем Сан Лаззаро пишет: «В этом богатстве образов, удивляющем и восхищающем нас, следует видеть прежде всего отражение космического чувства жизни, магической сопричасности с Созданием».
Согласиться вполне с Сан Лаззаро мы, конечно, не можем. Верно, что Клее субъективно стремился к передаче «космического» чувства. Но рассматривая его картины, мы не ощущаем и крупицы этого «космического чувства», они нередко вызывают у нас легкую усмешку — такую, какую вызывают наивные, непосредственные рисунки детей. Не так богаты они и изображениями, как объявляет Сан Лаззаро. Если внимательно присмотреться к ним, то нетрудно заметить в его полотнах несколько наиболее часто повторяющихся мотивов. Надо отметить также, что почти все изображения Клее имеют преимущественно графический характер. В колористическом отношении они не отличаются особыми достоинствами.
Рассматривая творческий путь первых художников-абстракционистов, мы видим, что абстрактное искусство отнюдь не является результатом, итогом, высшим достижением развития изобразительного искусства, как утверждают проповедники абстракционизма. Его идейные истоки кроются в небывалом упадке и разложений буржуазной культуры эпохи империализма, когда иррационализм, крайний субъективизм и мистика все больше определяют различные духовные сферы общества. Художественные корни абстракционизма лежат в той плоскости развития новой буржуазной живописи, которая все более отходит от изображения действительности, все решительнее порывает с реалистическими традициями прошлого и открыто встает на путь односторонних формалистических поисков.
Известны, например, симпатии Кандинского к реакционной немецкой идеалистической философии, в особенности к Шопенгауэру, его увлечения писателями-символистами и декадентами. В своей живописи, следуя за фовистами и экспрессионистами, путем деформации и все большего разрыва с изобразительностью, он сосредоточивает свое внимание на экспрессивности цвета и линий, взятых в отрыве от содержания. Кандинский становится основоположником целого направления в абстрактном искусстве — так называемого «абстрактного экспрессионизма» (ташизм, «живопись действия», искусство «иной» формы).
Малевич также во многом разделяет субъективно-идеалистические взгляды махистов и эмпириокритиков, проявляет склонность к мистике. В своем искусстве он крайне односторонне развивает формалистические поиски кубистов и футуристов в построении картины, ее геометризацию.
Мондриан находился под сильным влиянием своих современников-неоплатоников, вроде Шойенмейкера. Развивая крайне односторонне формалистически-конструктивистские искания кубистов, он вместе с Малевичем становится основоположником другого крупного направления в абстрактном искусстве — геометризма.
Вышедший из кубизма, испытавший на себе влияние колористических исканий фовистов, абстракционистом становится и Делоне, который сочетает в себе стремление к конструкции и геометризму с тяготением к более разноббразному цветовому решению декоративно-конструктивных композиций. По его стопам пошли некоторые художники геометрически-конструктивного направления, убедившись на практике, что путь Малевича и Мондриана ведет к крайней живописной бедности, к полному бесплодию в искусстве. Клее является типичным представителем того течения в абстракционизме, которое не решается полностью порвать с отдельными элементами изобразительности, и представляет в силу этого мешанину «чистой» абстрактной живописи с элементами, заимствованными из сюрреализма, и примитивизма.
Таким образом, с каким бы из главных основоположников абстракционизма мы ни имели дело, всюду мы обнаруживаем обеднение выразительного языка искусства, крайнее сужение его возможностей, отказ от его познавательных и эмоциональных функций и задач.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.