Делоне


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


В последнее время, особенно со стороны некоторых французских искусствоведов, непомерно большое значение в зарождении абстрактной живописи придается творчеству Робеpa Делоне (1885—1941). В связи с ретроспективной выставкой художника в Париже (1957) Леон Деган писал: «...именно о Делоне следует думать, когда наши мысли обращаются к первым настоящим прыжкам в пропасть неведомого, какой была Абстракция». Делоне действительно является одним из первых художников, который пошел по пути абстракционизма, почти одновременно с Кандинским и Малевичем. Но Делоне никогда не порывал с «фигуративной» живописью, как это сделали и Кандинский, и Малевич, и Мондриан.
Коротко нужно сказать о творческом пути художника. Юношей он работает в одном из декоративных ателье Бель-виля, постепенно увлекается живописью и после 1905 года становится профессиональным живописцем. Первые его работы сделаны, как правило, в неоимпрессионистической манере, но уже вскоре его увлекает кубизм. В 1910 году он начинает работать над своими известными сериями: «Эйфелева башня», «Города», «Окна», а в следующем году участвует в выставке «Синий всадник» в Мюнхене. В 1913 году вместе со своим другом Аполлинером он едет в Берлин, где готовится его персональная выставка. Первая мировая война застает его в Испании, некоторое время он задерживается в Лиссабоне, где знакомится с Дягилевым и выполняет декорации к балету «Клеопатра». В 1921 году Делоне возвращается в Париж и устраивает там свою ретроспективную выставку. На 30-е годы падает его работа над «Бесконечным ритмом». Под его руководством и по его проектам создается декорация павильона железнодорожного транспорта для Всемирной парижской выставки 1937 года. В эти годы Делоне — в центре внимания художественной интеллигенции, вокруг него группируется кружок молодых, он делится своим творческим опытом, излагает свои взгляды на искусство. Одно из последних его публичных выступлений — в 1939 году, на выставке «Новые реальности». В годы войны Делоне перебирается в южные департаменты, где и живет до своей смерти (1941).
Когда-то Делоне собирался написать книгу о своем творчестве, но не смог выполнить этого замысла. Но записи его для .книги изданы вместе с другими документами художника в 1957 году известным французским искусствоведом Пьером Франкастелем. И эти документы помогают нам всесторонне проследить и понять весь творческий путь художника, его взгляды на искусство, его творческие стремления.
Основное, отправное положение, особо важное для понимания творчества Делоне, высказано им следующим образом: «Творчество в искусстве — это не результат собирания прямых или косвенных аспектов природы, но единство форм, которое является плодом деятельности творца и его силы». А что касается самой живописи, то в ней «колорит, который является плодом света (серия «Окна»), как писал Аполлинер, лежит в основе материальных средств художника и его языка».
Путь художника к абстракционизму — это путь от неоимпрессионизма и Сезанна к кубизму и от кубизма к так называемому орфизму и абстракционизму. Этот переход осуществляется уже в 1912 году в серии «Окна». Хотя название этой серии вполне конкретно, она мало общего имеет с какими бы то «и было конкретными сторонами природы. Это — различные отвлеченные комбинации красок, цветов. Сам художник писал, что название «Окна» иносказательно: «Это окна в новую действительность». А для Делоне эта новая действительность не что иное, как первооснова, «азбука способов выражения, которые основываются на физических элементах цвета, создающих новые формы». В этой живописи, как признавался художник, еще можно найти кое-какие намеки на природу, но все это дано в совершенно общем смысле, а не аналитически, как раньше, в кубическом периоде его творчества, не описательно. В- отличие от кубизма, даже с чисто формально-технической стороны, здесь уже не употребляются ни светотень, ни перспектива, ни объемы. В «новой» живописи Делоне, по его собственному выражению, «цвет является функцией самого себя, и его действие проявляется в любой момент как в музыкальной композиции эпохи Баха или в хорошем джазе нашего времени». Делоне возводит цвет в абсолют: цвет, краски сами по себе являются для него и «формой и сюжетом» живописи.
С серией «Окна» и появляется впервые во Франции абстрактная, или, как ее называли тогда, «чистая» живопись.
Так как эта живопись только что нарождалась и творцом ее был художник, еще входивший .в стан кубистов, Аполлинер вначале рассматривал ее лишь как одно из направлений кубизма, как «орфический кубизм». Он определял его как «чистое искусство», как «искусство создавать новые ансамбли из элементов, взятых не из видимой действительности, но всецело созданных художником и наделенных им новой могучей реальностью». В этих словах есть свой смысл. По-видимому, знакомство Делоне с творчеством Кандинского утвердило его в. исканиях «чистой», то есть абстрактной живописи.. Об этом свидетельствует и письмо Делоне Кандинскому (1912), в котором он пишет: «Я много раз и подолгу смотрел на ваши полотна и, если я им симпатизировал, то только потому, что некоторые вещи были непонятными... Поиски чистой живописи— это актуальная проблема. Я не знаю в Париже художников, которые действительно искали бы этот идеальный мир. Группа кубистов, о которой вы говорите, ищет его только в линии, отводя колориту второстепенное и не конструктивное место».
В том же самом 1912 году Делоне выполняет свой «Одновременный диск», в котором ставит в статическом соотношении цвета спектра так, чтобы они передавали ощущение динамизма света. Во второй период своего творчества (1930—1939) Делоне выступает окончательно как представитель чистого абстракционизма. Особенно любит он создавать различные комбинации так называемого «Бесконечного ритма», где стремится передать видоизменения солнечного луча в атмосфере. Конечно, на деле изображения Делоне не имеют ничего общего с реальными солнечными лучами, или с их видоизменениями. Это декоративно решенные поверхности холста, с правильными, почти геометрически очерченными фигурами (например, ряд друг друга пересекающих кругов), с мастерски подобранными, очень приятными сочетаниями цветов. Вообще все творчество Делоне выявляет его как тонкого колориста. Гамма его цветов, не говоря уже об использованных им линиях, фигурах и т. д., гораздо богаче, разнообразнее, чем, скажем, у Мондриана. Одной из причин этого является то, что Делоне, по-видимому, всегда обращал внимание на природу и, хотя свои впечатления, почерпнутые в ней, до неузнаваемости изменял, все-таки что-то от этих реальных впечатлений оставалось.
Но и творчество Делоне показывает, какими тщетными, иллюзорными являются стремления художников искать обновления живописи и ее языка в абстракционизме. Ряд его произведений просто нравится как приятные сочетания цветов. Но разве можно сводить живопись только к тому, что приятно глазу? Как ни изощрялся Делоне в своих чисто колористических исканиях, если сравнить то, что он дает в этой области, с достижениями, в колорите даже не таких гигантов, как, скажем, Тициан и Рембрандт, а менее значительных художников, окажется, что он выглядит просто карликом по сравнению с ними. Конечно, цвета, краски имеют воздействие и сами по себе и в своих чисто цветовых соотношениях. Но вся история живописи убедительно говорит о том, что колорит, колористический строй сам по себе не делает картину, он имеет значение лишь как средство выражения и вместе с другими средствами выражения живописи определяется общим идейно-художественным замыслом художника и решением этого замысла в картине.

продолжение книги ...