Словарь искусствоведческих терминов


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Ансамбль — в изобразительном искусстве единство, стройность, целостность художественного произведения; художественное взаимодействие нескольких произведений, составляющих вместе единую группу.

Барельеф — изображение на плоскости, в котором фигуры выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема.

Диорама — вид изобразительного искусства, в котором наряду с живописью применяются макеты, бутафории, особое освещение, чем достигается впечатление большего пространства и подлинности изображения. Диорама применяется чаще всего для показа военных действий.

Колорит — взаимоотношение всех цветов в картине, подчиненное общему тону, ее цветовой строй.

Композиция — построение художественного произведения, взаимосвязь его отдельных элементов.

Локальный цвет — передача окраски предмета однорвдным цветовым пятном, почти лишенным цветовых оттенков.

Лубок — народные картинки с пояснительным текстом, выполнявшиеся в прошлом неизвестными художниками-самоучками. Лубки печатались на ручных станках с деревянных досок и раскрашивались от руки.

Набросок — рисунок, живописное или скульптурное произведение небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.

Натурализм — буржуазное направление в литературе и искусстве. Натурализм не различает главное и второстепенное, необходимое и случайное, он отказывается от идейности и целеустремленности и приходит к равнодушному, чисто внешнему копированию действительности.

Перспектива — изображение предметов в соответствии с видимым изменением их величины, формы и четкости, связанным с удаленностью этих предметов от точки наблюдения.

Пленер — правдивая передача естественного солнечного освещения, воздушной среды, всех оттенков цвета, наблюдаемых в природе. Работать на пленере — писать с натуры на открытом воздухе.

Постамент — основание, подножие, на котором устанавливается скульптурное произведение.

Ракурс — положение изображаемого предмета в перспективе с резким укорочением удаленных от переднего плана частей.

Светотень — градации светлого и темного в рисунке. Посредством светотени художник передает освещенность, объем и форму предметов.

Силуэт — одноцветное плоскостное изображение, чаще всего темное на светлом фоне.

Триптих — произведение живописи, состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему.

Формализм — реакционное буржуазное направление в искусстве. Все разновидности формализма (кубизм, футуризм и т. д.) основываются на отрыве формы искусства от содержания и на признании независимости формы. Формалистическое искусство грубо искажает действительность, неспособно образно познать мир.

Экспозиция — принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.

Экспонат — художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее.

Экспрессия — выразительнесть.

Эскиз — художественное произведение вспомогательного характера, подготовительный набросок будущего произведения.

Этюд — эскиз будущего произведения или его части, выполненный целиком с натуры.


При цитировании гиперссылка обязательна.