Наш Пушкин (О памятнике А. С. Пушкину в Ленинграде. Скульптор М. К. Аникушин (р. 1917)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


В центре Ленинграда, недалеко от Невского проспекта, расположен один из самых знаменитых архитектурных ансамблей города — площадь Искусств.
Она недаром носит это название. Здесь в близком соседстве разместились Филармония, Оперный театр, Русский музей.
Каждый, кто приближается к этой площади со стороны Невского проспекта, еще издалека видит стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнает ее. Это Пушкин — великий и бессмертный поэт, национальная гордость нашего народа.
Силуэт его фигуры четко вырисовывается на фоне зеленых деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея. У подножия памятника всегда цветы. Никто не знает, кто приносит их — пионеры или старики, студенты или рабочие, жители города или приезжие туристы. Это дань любви и благодарности поэту, чьи вдохновенные стихи сейчас, как полтора века назад, волнуют и радуют души людей.
Пушкин стоит в непринужденной и естественной позе, слегка отставив левую ногу, одна его рука свободно опущена, другая — легким движением направлена в сторону. Порыв свежего ветра распахнул полы его сюртука, заиграл концами небрежно повязанного галстука, слегка разметал курчавые волосы поэта.
Замечательно лицо Пушкина. Вдохновенное и прекрасное, оно исполнено мысли и чувства. Поэт, конечно, читает стихи. Какие? Скорее всего, эти:
...Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Памятник полюбился ленинградцам, он так же прочно вошел в облик города, как Медный всадник на площади Декабристов или Ростральные колонны на Васильевском острове. И многим кажется, что бронзовый Пушкин всегда стоял на площади Искусств.
А между тем поставлен он не так давно — 19 июня 1957 года, в канун 250-летия Ленинграда. Автор памятника — известный сейчас всей стране Лауреат Ленинской премии скульптор Михаил Константинович Аникушин.
Не сразу пришло к нему мастерство, нелегок и непрост был его путь к искусству.
Михаил Константинович Аникушин родился в 1917 году в семье московского рабочего-паркетчика. Еще в детские годы будущий скульптор пристрастился к рисованию.
Большой удачей для Аникушина было то, что первым его учителем был известный ваятель и талантливый педагог Григорий Андреевич Козлов, который сразу заметил и по достоинству оценил художественные способности мальчика, дал им правильное развитие и творческое направление.
Уже ранняя работа московского школьника Миши Аникушина привлекла к нему внимание, а скульптура «Задумался» была экспонирована на большой выставке и отмечена в печати.
В 1935 году после окончания средней школы Аникушин поступает на подготовительное отделение Института им. Репина Всероссийской Академии художеств. Здесь он много и упорно учится у таких выдающихся мастеров скульптуры, как В. А. Синайский и А. Т. Матвеев.
Но Аникушин учится не только у своих педагогов. Он упорно изучает художественное наследие прошлого. Часто часами простаивает молодой студент в залах Эрмитажа и Русского музея у бессмертных творений Микеланджело и Торвальдсена, Пименов а и Антокольского, стремясь постичь секреты их творчества, источники неизбывной впечатляющей силы их скульптурных образов. В 1941 году Аникушин должен был закончить институт. Но интересная, наполненная учением и творчеством мирная жизнь была прервана. Началась Великая Отечественная война. Боец Советской Армии Михаил Аникушин сменил резец скульптора на винтовку солдата.
Много горя и крови увидел за годы войны Аникушин. Но он еще более созрел духовно и закалился. Именно в это время он вступил в ряды Коммунистической партии. Но вот закончилась война, и Аникушин снова в Ленинграде, в стенах родного института.
Огромное желание работать, выразить в пластике все накопившееся в душе молодого скульптора переполняет его. Аникушин творит много и плодотворно. Его дипломная работа «Воин-победитель» получила высокую оценку Государственной комиссии.
Удостоенный диплома с отличием Михаил Константинович Аникушин был оставлен в институте преподавателем на скульптурном факультете.
В последующие годы Аникушин создал много прекрасных скульптурных работ. Это портреты матери и отца, выполненная в гипсе фигура знаменитого хирурга П. А. Куприянова и другие. Аникушин пробует свои силы в разнообразном материале — в бетоне и глине, бронзе и граните, мраморе и гипсе. Его работы 40—50-х годов запечатлели образы замечательных деятелей советской культуры, ученых Воейкова и Бехтерева, артистов Юрьева и Корчагиной-Александровской.
Аникушин никогда не довольствовался только передачей внешнего сходства. Особенностью его художественного дарования является стремление к показу сложной внутренней жизни человека. Выразить в скульптуре напряженную, захватывающую все существо человека работу мысли, страстный порыв, глубокое раздумье ученого, артиста — все это было для Аникушина очень привлекательной, хотя далеко не легкой задачей, с которой он блестяще справился.
Но какой бы работой он ни занимался, одна мечта давно не покидала его, один образ властно завладел всеми его помыслами — это образ великого русского поэта А. С. Пушкина.
Когда в конце 1946 года был объявлен конкурс на памятник Пушкину в Ленинграде, многие выдающиеся скульпторы страны решили принять в нем участие.
С необыкновенным увлечением стал работать над проектом памятника и Аникушин. Весной 1949 года жюри конкурса выставило для всеобщего обозрения представленные работы. Проект Аникушина привлек к себе большие симпатии и всеобщее внимание. Фигура Пушкина подкупала непосредственностью и искренностью. Аникушин отказался в своем проекте от часто принятых в подобных памятниках пышных драпировок, театральной условности и сложной символики. Непринужденность, простота и душевность в сочетании с благородством ума и силой страсти — все эти черты, столь свойственные творчеству Пушкина, сквозили в его облике, изваянном рунами талантливого скульптора.
Решение жюри было единодушно: поручить Аникушину сооружение проекта памятника.
Однако сам автор не был доволен своей работой. Взыскательный и требовательный к себе, он пытается найти новые выразительные возможности, бесконечно повторяет разные варианты памятника, ищет более точного жеста, меняет детали одежды, ракурс фигуры, характер движения.
Стремясь полнее и точнее выразить образ великого поэта, Аникушин, давно любивший и знавший его творчество, вновь обращается к нему. Скульптор едет в Михайловское, бродит по аллеям парка, делает зарисовки, снова и снова перечитывает стихи Пушкина, а в особенности письма, раскрывающие внутренний мир поэта. Аникушин так познал Пушкина, так проникся его образом, что потом ему казалось, что он видит перед собой живого поэта.
Один за другим появляются скульптурные портреты Пушкина: статуя для Московского университета (1952)— поэт мечтателен и спокоен, в его руках книга, которую он только что читал, а теперь остановился, оперлись на колонну, и задумался, погрузившись в мир своих чувств и образов, — статуя для станции метро в Ленинграде (1955)— здесь другой Пушкин: на фоне панно, изображающего Царское Село, где протекли его лучшие лицейские годы, сидит уже немолодой поэт, предающийся тихой грусти о безвозвратно ушедших днях своей мятежной юности.
Но Аникушин не удовлетворен. Он по-прежнему ищет, пробует, отбрасывает неудачное, закрепляет и накапливает маленькие находки, штрихи, детали.
И хотя летом 1956 года Комиссия одобрила представленный Аникушиным проект, и можно было начать его практическое осуществление, автор еще не решался на это. Не изменить ли масштаб фигуры? Со всех ли сторон она достаточно выразительна? Нет ли скованности в движениях?
Большую помощь Аникушину оказал его старый друг архитектор В. А. Петров, предложивший строгий и четкий рисунок постамента, который хорошо сочетался с фигурой. Немалое значение для восприятия всякой монументальной скульптуры имеет место ее установления. Удачно выбранный архитектурный пейзаж, в который вписаны контуры памятника, может не только необычайно увеличить его выразительную силу, но и самой архитектуре придать новое художественное звучание.
Место, первоначально предназначенное для памятника, — площадь Пушкина на стрелке Васильевского острова,— было отвергнуто. Мощные колонны Военно-Морского музея, высокие и могучие Ростральные колонны с расположенными у их подножия аллегорическими мраморными фигурами русских рек — все это представляет настолько законченный архитектурный ансамбль, что всякое вторжение в него какой-либо новой скульптуры было бы неудачным.
Площадь Искусств как нельзя более подходила памятнику по характеру архитектуры близлежащих зданий. Расположенный в центре площади богатый цветами зеленый сквер давал новые краски, вносил в пейзаж элемент поэзии, столь созвучный сущности памятника.
Летом 1956 года Аникушин совершает путешествие по Италии.
Знакомство с выдающимися архитектурными памятниками эпохи Возрождения, с произведениями таких гигантов скульптуры и живописи, как Бернини, Микеланджело, Донателло, Леонардо да Винчи и других, обогатило Аникушина необычайно сильными, впечатлениями, обострило его художественное зрение.
Вернувшись на родину, Аникушин с новым подъемом продолжает прерванную работу над памятником Пушкину. Но теперь он стал еще требовательнее, еще придирчивее, а его рука еще увереннее и свободнее. Аникушин меняет величину памятника, находит единственно верное соотношение его размеров с высотой окружающих зданий и деревьев.
Наконец в марте 1957 года памятник закончен, передан для отливки в бронзе на завод «Монументскульптура» и летом этого же года в знаменательный день юбилея Ленинграда открыт для всеобщего обозрения. Это был прекрасный подарок ленинградцам в день рождения их города.
Советское искусство обогатилось новым замечательным произведением, получившим всенародное признание. В 1958 году заслуженному деятелю искусств Михаилу Константиновичу Аникушину за памятник А. С. Пушкину была присуждена Ленинская премия.
М. К. Аникушин продолжает много и напряженно трудиться. Он полон творческих сил и энергии. Новые мечты и замыслы, постоянный и упорный поиск, стремление к возможно полному познанию жизни — вот характерные черты замечательного советского скульптора.
Руководитель мастерской скульптурного факультета Института имени Репина, тесно связанный с творческой молодежью, председатель Ленинградского отделения Союза советских художников, делегат XXII съезда КПСС, человек большой общественной активности и необычайной скромности, трудолюбия и высокого художественного таланта — таков Михаил Константинович Аникушин — наш замечательный современник.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.