«Страна моя родная» (О пейзаже послевоенных лет)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!

В. Лебедев-Кумач.

Сколько песен пропето, сколько сказов сложено, сколько легенд рассказано о красоте и богатстве русской земли! Природа всегда помогала поэтам и писателям выразить мир человеческой души, вдохновляла художников, на тысячах полотен запечатлевших изменчивый, но вечно милый людям облик ее. И были во всех вдохновенных созданиях этих и тихая радость, и глубокая грусть, и острая боль за народ, и светлая вера в грядущее счастье. Но никогда еще не возбуждала природа таких дерзновенных мечтаний, никогда не давала человеку столько настоящей, беспечальной радости, как в наш век — век грандиозных научных открытий и общественных перемен. Люди смело вторглись в царство природы. Они подчинили ее своей воле, изменили в соответствии со своими новыми потребностями. Сбывается мечта А. М. Горького о том времени, когда человек превратит природу в прекрасное жилище человечества.
Современный человек достиг заоблачных горных вершин, опустился в бездонные глубины вод, проник в земную твердь и взял богатства земли, неустрашимо преодолев все препятствия, которые воздвигла природа на его пути. Окрепшее чувство хозяина природы пробудило тяготение к героическому, романтическому восприятию ее.
Лучшие пейзажисты всегда утверждали красоту и радость бытия. В послевоенный период они значительно полнее своих предшественников запечатлели облик родной страны.
В. В. Мешков — один из старейших мастеров эпического пейзажа. Его издавна влекли большие «темы» в пейзаже. Он стремился не к «портретному» изображению его, а к выражению исторически сложившегося представления народа об уборе родной земли. Художнику особенно близка и понятна была сурковая лрирода Урала и Карелии. Он много ездил по Уралу.
Еще в годы Великой Отечественной войны им созданы пейзажи «Седой Урал», «Серебряный Урал», «Голубой Урал», «Северный Урал». Край густых лесов, невысоких, но могучих холмов, крутых оврагов и широких далей предстал в них страною фантастических богатств, ревниво охраняемых величавой, суровой природой.
В уральских былинах и сказках запечатлелись думы народа, прожившего века среди лесов и гор. В течение многих лет Мешков собирает материал для картины, в которой, по словам художника, об Урале было бы сказано все. Лишь в 1949 году на Всесоюзной художественной выставке появилось полотно «Сказ об Урале», завершившее многолетний труд.
«Сказ об Урале»... Плавные очертания гор уводят взгляд в бескрайние лесные дали, простирающиеся до самого горизонта.
Тревожное серо-синее осеннее небо оттеняет могучую громаду лесного массива. В основе композиции этого пейзажа заложены величавые, медленные, напевные ритмы народных сказаний и былин — мягко и плавно текут линии, сдержанна, сурова красочная гамма. Палитра художника предельно скупа: белый, зеленый, желтый, коричневый и синий цвета он объединяет общим холодноватым серебристым тоном, очень характерным для уральской природы. Строгая величавость гор, глубоко уходящая даль, данные в почти панорамном развороте, навевают мысли о величии, о грандиозности земли.
В этом и заключено золотое зерно мешковского дара: изображая привычный, сотни раз ранее виденный мотив, он умеет передать чувства и мысли современного советского человека — его силу, ощущаемую даже здесь, перед лицом могучей природы.
Примечательно, что эти места писал еще в начале XX века учитель Мешкова — А. М. Васнецов. Тревогой, какой-то пугающей таинственностью отличались его работы.
Сходные по мотиву, но созданные в разное время и разными мастерами, пейзажи выражают разное мироощущение. Тревожно, неспокойно было на душе у учителя. Ясным покоем, и романтической мечтой радуют и увлекают работы ученика — советского мастера.
Пейзаж «Сказ об Урале» написан был очень быстро, в московской мастерской художника, без предварительных эскизов. В работе были использованы сотни своеобразных художественных «записок» и этюдов, где красками «записаны» наблюдения, сделанные в течение всей жизни. Создание этой картины было как раз тем явлением, о котором художник говорил, что тема порой годами рождается. И только тогда, когда она совершенно сложится в сознании мастера, — он пишет быстро, увлеченно, почти по памяти, «наизусть».
Разнообразна природа нашей необъятной родины. И каждый из ее уголков нашел своего певца.
Н. М. Ромадин — лирик в пейзаже. Его любимые места — север среднерусской полосы. Очень поэтичен его пейзаж «В родных краях Есенина».
...Лесное озеро. Тихо опускается вечер. Над темной водой курится легкий сизый туман. Молодая осенняя рощица смотрится в зеркало вод. Чутко слушают тишину стройные ели. Над леском восходит неяркая, словно боящаяся нарушить очарование вечера, луна...
На выставке 1954 года появилась целая серия северных пейзажей Ромадина, так и названная художником «Северная серия».
В одном из пейзажей этой серии — «Река-царевна» — раскрыта красота неторопливой северной весны. Нежными сочетаниями серебристо-зеленоватых и перламутровых тонов передана особенная, сказочная красота тихого весеннего вечера.
Ромадин очень тонко чувствует жизнь природы. В картине «Свежий ветер» мотив ветреного дня использован им для выражения чувства бодрости, свежести. Потемневшая река видна с высокого берега. Хлещет косой дождь. Гнутся деревья, размахивая упругими тонкими ветвями. В свежести ветра, в омытой дождем буйной зелени, в серебряном сверкании холодной реки выражено бодрое и здоровое чувство.
Задушевные, сердечные, очень тонкие по чувству пейзажи создал С. В. Герасимов. Они отличаются удивительной верностью передачи жизни природы.
«Апрель. Ива цветет».
...Еще лежит на земле бурый прошлогодний лист. Но ярко вспыхнули желтые пушистые барашки ивы. Стволы деревьев в апреле темнеют, упругими становятся ветви. Вдали они сливаются в сплошное сиреневое море. Особенные краски среднерусской природы, ее жизнь Герасимов передает с какой-то удивительной проникновенностью. Огромная этюдная работа, наблюдения — много труда и чувства вложено художником в каждую картину.
В 50-х годах была создана, пожалуй, самая поэтичная серия пейзажных работ Герасимова — «Можайские пейзажи».
Наряду с мастерами старшего поколения успешно работают и молодые мастера — Г. Г. Нисский, Б. Ф. Домашников, Н. Тансыкбаев и многие другие. Г. Г. Нисский особенно любит природу, преображенную человеком. Свежо и зорко подмечает он новые черты в пейзаже.
Работы Г. Г. Нисского наиболее интересны с точки зрения выражения чувства современности в пейзаже. Новое отношение к природе у него выражается всем художественно-образным строем произведения. И в композиции, и в декоративном решении пейзажей Нисского чувствуется напряженный ритм современной жизни, ее быстрое движение. Характерен пейзаж «Перед Москвой. Февраль». Композиция его строится на контрасте уходящей вдаль ленты шоссе и быстро мчащегося навстречу поезда, вызывая острое ощущение динамики современной жизни. Оно подчеркнуто простотой обобщенных почти до геометрических форм косогора, деревьев, лесного массива. На заснеженном просторе ярко вспыхивает красное пятно костюма лыжника, усиливая восприятие нежного цвета розоватого снега, рыжеватого леса, голубоватых теней, чередующихся с полосами золотистого света. Все здесь — вплоть до облаков на небе — живет и движется. Некоторая «рассудочность» построения картины вызвана страстным желанием художника подчеркнуть новизну восхитившего его мотива, «непохожесть» его на прежние уголки Подмосковья. Отсюда идет приподнятость, поэтичность в его трактовке, выражающая большое и светлое чувство художника.
«Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним» — говорит Нисский.
В последние годы в творчестве Нисского особенно ощущается внутренний подъем, окрашивающий даже самые обычные мотивы фантастическими красками романтической мечты. Влюбленный в жизнь, он остро чувствует современность, где в событиях каждого дня раскрывается красота, романтика и поэзия.
Стремясь к выявлению эмоционально-образной стороны воздействия природы на современного человека, художник как бы собирает множество впечатлений в единый образ. Так он приходит к широким обобщениям и в форме и в цвете.
Творческая фантазия, тонкий художественный вкус и развитое декоративное чувство помогают Нисскому находить новые аспекты в изображении пейзажных мотивов, диктуют оригинальные композиционные решения. Это делает его работы особенно выразительными. В этом отношении интересны его последние произведения — «Зима. Над снегами», «В пути», «Мост», «Аэродром». В них ясно видны преобразующая рука и воля человека, умно и красиво изменяющие природу для блага и счастья людей.
Творчество Нисского проникнуто пафосом освоения мира современным человеком. Острота и глубина чувства нового, поэтическое восприятие его помогают художнику найти свои, особенные средства художественного выражения. Он умеет выбрать нешаблонную точку зрения, подчеркнуть характерную деталь, отчего композиции его всегда свежи и оригинальны. Творчество Нисского — новая и своеобразная страница в истории советской пейзажной живописи.
Ощущением радости и красоты созидания наполнены пейзажи, где природа предстает в эстетическом единстве с сооружениями, воздвигнутыми руками человека, где она показана покоренной им для счастливой и радостной жизни. Художники дают разную эмоциональную окраску мотивам, избранным для выражения этого чувства. Героической романтикой дышит картина Ю. С. Подлясского «У истоков Ангары». Могуча и сурова в ней природа Прибайкалья. Только мужественным и сильным подвластна коварная порожистая река, по которой так ловко гонят чудесный строевой лес плотовщики. Им не страшны дикие скалы, свинцовые грозовые тучи, студеная вода. Эмоциональная напряженность содержания передана энергичной, плотной живописью.
Поэтические, светлые чувства вызывает у У. Тансыкбаева радость победы человека над природой. Он воплотил их в монументальном полотне «Утро Кайрак-Кумской ГЭС». Ажурный узор кранов и взрытая земля в этой картине слились с дивной красотой раннего солнечного утра. Художник нашел тонкие красочные сочетания, использовал изящный рисунок и плавный ритм линий. Живопись его прозрачна и легка.
Освоенная человеком природа рождает стремление иначе взглянуть на привычный мотив — и художники находят новые композиционные приемы, красочные сочетания, новые точки зрения на избранный уголок природы. Характерен пейзаж алма-атинского живописца Н. Тансыкбаева «Высокогорный каток». Взору открывается ледяное зеркало нового катка, сверкающее бирюзой в строгой оправе чистой, нетронутой природы. К нему с вершин сбегают зеленые ели, оттеняющие белизну снега, нарядно расцвеченные тонкими тенями и яркими пятнами спортивных костюмов. Так привычный уголок обретает новую жизнь, новый лик, где природа предстает в эстетическом единстве с тем, что создано людьми.
Новым поэтичным видением самых обычных мест и уголков природы отличаются пейзажи башкирского художника Б. Ф. Домашникова. Для цикла его работ «По Южному Уралу», этюдов и небольших картин характерны свежесть живописного строя и своеобразие композиции. Красота мира открывается Домашникову удивительным богатством форм и красок, о чем он взволнованно рассказывает в своих пейзажах. Очень интересны его работы «Весна», «Апрель», «Уральская весна», «Зима на окраине».
В картине «Зима на окраине» Домашников очень точно воспроизводит уголок окраины небольшого городка в серый зимний день. Энергичным мазком он с увлечением лепит предметы, любуясь богатством цвета и красочных сочетаний в природе. Вот в основную серенькую гамму живо и радостно врывается яркое пятно желто-красного автобуса. Привычную картину оживляет толпа людей. Лирика взволнованного рассказа звучит в этом небольшом полотне, ярко выражая остро современное, бодрое и жизнерадостное мироощущение художника.
Растут кадры пейзажистов в национальных республиках.
Целая школа сложилась в Армении. Ее глава — М. С. Сарьян — первый из советских мастеров этого жанра в 1961 году был удостоен Ленинской премии за серию пейзажей «Моя Родина». В них он славит красоту мирной, счастливой жизни. Пейзажи Сарьяна отличаются яркой красочностью, удивительной силой и чистотой цвета. Природа в его работах всегда связана с человеком. Молодые армянские мастера, продолжая уже сложившиеся традиции национального пейзажа, вносят в изображение природы свое мировосприятие, откладывающее отпечаток и на средства художественной выразительности. О. М. Зардарян красоту Родины видит в причудливых формах суровых гор, мрачных скал, в тяжести камней. В пейзажах «На склонах Арагаца», «Горы Татева» мажорная яркость цвета отступает перед четкостью форм, все приобретает вес — цвет становится плотнее. Пейзаж X. А. Есаяна «Вечер на Севане» раскрывает мужественную, но лиричную натуру художника, воспринимающего природу более в интимном, чем в общем, широком плане.
Иные мотивы, иные краски на Прибалтийской земле.
На основе поэтической переработки натурного мотива создан пейзаж Р. Сагритса «На страже мира». Это произведение носит эпический характер. В бескрайний простор северного моря властно вошли пограничные корабли. Громады волн расступились перед стальными гигантами — суровое море тоже подвластно человеку. Эпическому строю произведения соответствует сдержанная гамма отливающих сталью еерых тонов.
Небольшая картина «Побережье Нинасе» Э. Китса отличается лиризмом; эпичны произведения Р. Уутмаа «Вечернее море», «Бурное море», написанные в традиционной серебристо-серой красочной гамме.
Новые мотивы и средства для прославления красоты родной природы нашли латвийские художники.
Р. Пиннис пишет не море, а поля, луга, тихие речки, яркими красками передает свежесть природы. В живописно-графической манере исполнен пейзаж В. Калнрозе «В речном заливе».
Велик отряд советских пейзажистов. Однако есть и у них, как и у всех мастеров советского искусства, общая особенность. Их роднит широкая общественная основа творчества. И лирики и романтики не замыкаются в узкий круг личных чувств. Современный пейзаж — это сложное сочетание художественного обобщения существенных явлений действительности и мироощущения художника. Рожденное жизнью органическое единство общественного и личного в советском обществе нашло отражение в светлом, жизнерадостном, оптимистическом строе художественных образов.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.      Посмотреть дизайнерские американские женские наручные часы с доставкой в г. Харьков.