Ю. Н. Тулин (р. 1921) «Лена. 1912»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


В 1958 году на Международной Художественной выставке в Брюсселе высшая награда — большая золотая медаль «Гран-при» — была присуждена картине молодого ленинградского художника Юрия Ниловича Тулина.
Перед зрителями оживали далекие страницы истории героической народной борьбы. В апреле 1912 года на Ленских приисках во время стачки зверски была расстреляна безоружная толпа рабочих. Ленские события вошли в историю как пример мужественной и стойкой борьбы рабочего класса против своих угнетателей.
Задумывая картину, художник Тулин поставил перед собой сложную и трудную задачу. Ему хотелось передать скорбь, горе народа в той страшной трагедии, которая разыгралась в Надеждинском прииске, на берегу могучей реки Лены. Хотелось показать и растущий протест рабочего класса, его ненависть к поработителям и готовность смело и решительно бороться против них. Выполнение такого ответственного замысла потребовало ог художника большого напряжения и труда.
В 1954 году началась работа над картиной. Один эскиз сменялся другим, писались многочисленные этюды с натуры. Но решение все не удовлетворяло взыскательного художника.
В первом эскизе была изображена стоящая вдоль берега Лены толпа людей. Здесь же — жандармы и попы, отпевающие покойников. Во втором эскизе уже не было жандармов, все внимание художника было сосредоточено на толпе народа. Но основным лейтмотивом картины был мотив скорби, отчаяния, безысходности. Это не отвечало замыслу. Тулин хотел добиться монументально-эпического звучания, передачи мужества и душевной стойкости.
Опять менялись фигуры, вводились новые персонажи, шли усиленные поиски более выразительной композиции.
Художник изучил все, что было написано о Ленских событиях: воспоминания очевидцев, архивные материалы, исторические монографии. Но этого оказалось мало. Ему хотелось самому походить по сибирской земле, обагренной рабочей кровью, почувствовать неповторимый колорит ленских просторов, проверить правильность найденного композиционного и цветового решения.
Осенью 1956 года Тулин уехал на Лену. Во всем своем суровом и эпическом величии предстала перед художником Сибирь с ее бескрайними снежными равнинами, угрюмыми реками, дремучими таежными лесами. Работа над пейзажем сопутствовала работе над портретными этюдами.
Художнику посчастливилось встретиться с участниками Ленских событий, уже глубокими стариками. Своими рассказами они помогали ему глубже осмыслить происходящие события, дополнить картину живыми характерными деталями.
Тулин очень подружился со старыми золотоискателями Иваном Васильевичем Овсовым и Аркадием Николаевичем Остряниным — непосредственными участниками Ленских событий. Он часто приходил к ним в небольшую старую избушку, писал их портреты, слушал сибирские были. Любопытно, что когда Тулин показал им эскиз своей картины, старики восприняли ее как документальное свидетельство похорон, заспорили о том, кто где стоял:
«Вот этот бородач стоял не здесь, а там, а вот эта старуха рядом!..»
Художник ликовал. Значит, поверили старики в достоверность изображения, если спорят о положении отдельных фигур! Вернувшись в Ленинград, Тулин еще более года работал над картиной и только в 1957 году закончил ее.
Картина находится сейчас в залах Русского музея. Ее трудно не заметить, а заметив, нельзя остаться равнодушным.
...Бесконечные холодные дали сибирской реки. Низко нависло свинцовое небо. Возле покосившихся кладбищенских крестов стоят на снегу некрашеные досчатые гробы. Последнее прощание с теми, кто трагически погиб как невинная жертва царского произвола и насилия.
В отчаянии прильнула к гробу женщина, дав волю своему безысходному горю. На колени опустилась темноволосая девушка, прижимая руки к губам, словно сдерживая рыдания. Уставясь перед собой невидящим взором, сидит на снегу молодая женщина. Ее руки безвольно поникли, плечи согнулись, голова опущена. В ее лице отчаяние, безграничная боль...
С особой силой эти чувства воплощены в образе матери одного из убитых. В лице, в застывшей, словно окаменевшей позе, в опущенных руках, во всем ее облике такая сила страдания, скорби и гнева, которые делают ее образ одним из наиболее выразительных и сильных в картине.
Лаконичный силуэт ее фигуры в черной одежде, монументально рисуясь на фоне снегов и реки, как бы замыкает композицию справа.
Но если в женских образах тема скорби является ведущей, то совсем иначе показаны стоящие слева мужчины.
Вот высокий широкоплечий рабочий в красной рубахе. Кулаки его сжаты. Глаза горят. Ненависть к угнетателям, решимость бороться читаем мы в его облике. Не скорбь, а гнев, не пассивное отчаяние, а жажда активных действий переполняют его. В образе этого рабочего звучит ярко выраженное героическое начало, сближающее его с образами русских рабочих революционеров, таких, как Алексеев, Бабушкин и другие.
Мужественно выпрямившись, сжимая в руке шапку, стоит слева молодой рабочий. Непокорность и презрение к врагам читаем мы на его лице.
Создавая яркие индивидуальные образы, художник вместе с тем стремится передать ощущение монолитности, единства народной толпы, Тулин глубоко почувствовал и пережил это трагическое событие, и волнение художника не может не передаться зрителям. В картине может что-то не нравиться, можно критиковать недостаточную выразительность отдельных образов, не согласиться с цветовым решением, но нельзя не заразиться ее настроением, не ощутить народной трагедии.
Рассказывают, что на выставке в Брюсселе французы считали картину Тулина изображением движения Сопротивления, Это лишнее доказательство того, что картина о прошлом, несущая в себе большую общечеловеческую идею, оказывается близкой, понятной людям различных стран. В ней видели воплощение героического мужества борющегося народа.
Юрий Нилович Тулин свое детство и юность провел в городе-герое Ленинграде. Здесь он еще мальчиком учился в детской художественной студии, затем во Дворце пионеров. В 1937 году Тулин поступил в среднюю художественную школу, а в 1944 — в Институт имени Репина.
Его первые картины «Киров в Хибинах» (1950), «Свежий номер цеховой газеты» (1959, написана совместно с А. Левитиным), «Ремонт путей» (1954) — говорят о нем, как о рано сложившемся мастере-художнике с ярко выраженной психологической направленностью.
Но подлинную известность принесла художнику картина «Лена. 1912».
Много и плодотворно работает Тулин и сейчас.
Его мастерская полна эскизов, набросков, этюдов с натуры. На каждой художественной выставке появляются его пейзажи, портреты.
Современность, жизнь советских людей — основная направляющая тема в творчестве художника.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.