Любимые герои (О шахтерском цикле М. П. Труфанова (р. 1921)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Юбилейная Всесоюзная художественная выставка, посвященная сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции, продемонстрировала идейное единство художников. Советское искусство активно участвует в жизни народа. Это и определяет его содержание.
Ряды мастеров во всех республиках пополнились талантливой молодежью, принесшей в искусство живое многообразие творческих исканий.
Стремление художников по-своему увидеть мир, найти свои, особые средства художественного выражения, приводит к поискам новой художественной формы. Это не пустое желание быть оригинальным. Творческая индивидуальность советского художника отражает его восприятие и понимание жизни, отношение « ней. Она определяет и отбор интересующих его явлений, и эмоциональную окраску, и пластическое выражение их.
В современной живописи главной темой стала тема труда. Теперь художники показывают уже не только процесс работы, но и самих людей, преображенных трудом. Появляются художники, которые не мыслят своего творчества без живого общения с тружениками заводов, полей и шахт.
Михаил Павлович Труфанов провел детство в Донбассе. На всю жизнь запомнилось ему ощущение грандиозности работ. Годы учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, аспирантура не затмили юношеских впечатлений, его тянуло в Донбасс. Вот как рассказывает об этом художник: «Ежегодно мы подолгу работали на Макеевском металлургическом заводе им. С. М. Кирова... Все захватывало, все увлекало... Особенно поражали люди. Здесь, на заводе, в труде раскрывалась их большая внутренняя сила, мужество, артистическое владение своим делом. Сколько сильных характеров, уверенности, настойчивости в преодолении трудностей!..»
Первыми крупными работами Труфанова о сталеварах были картины «Доменщики» и «Горновой».
В картине «Горновой» показан хозяин литейного цеха — горновой, наблюдающий за потоком расплавленного металла. В бликах пламени величаво поднимается его сильная фигура. Ярко освещенное лицо — «зеркало души» умного, волевого человека. В этот миг оно оживлено сложным чувством, где так тесно переплелись радость труда и гордость творца-победителя. Фигура горнового дана крупным планом, она четко вырисовывается на фоне предрассветного неба. Это сообщает ей величественность. И в то же время горновой — обыкновенный заводской паренек, проработавший смену и изрядно уставший. Труд его нелегок, тело покрылось испариной, от пота блестит лицо. Но лицо это бодрое, веселое, привлекает выражением радости, С чувством удовлетворения смотрит он на дело, где заложена частица и его труда. А дело большое — день и ночь идет работа. Фигура органично связана с пейзажем: верно выбран продолговатый формат холста, что дало возможность художнику показать окружение: клубится дым паровозов, меркнут сигнальные огни густой сети подъездных путей. Утро вступает в свои права, но ночь еще не ушла. Этот момент определил колористический строй картины: живопись ее построена на контрасте горячих бликов пламени и холодных сиреневых отблесков предрассветного неба. Сочная, богатая оттенками картина выдержана, однако, в сдержанной, хотя и насыщенной цветовой гамме.
Картина «Горновой» экспонировалась на выставке Всемирного фестиваля молодежи и студентов, и тогда еще совсем молодой художник был награжден большой золотой медалью.
Художник так описывает возникновение замысла этой картины: «...среди многочисленных набросков в альбоме мое внимание привлекло изображение горнового. Каждый штрих говорил мне о многом. В голове рождался образ настоящего, живого человека — человека труда. Именно такой наш советский рабочий — мыслящий, сильный духом. Образ горнового захватил меня. Стал писать. Так родилась картина «Горновой».
В картине «Доменщики» сталевары изображены во время перерыва в работе. Поэтичны образы рабочих, свободно и непринужденно расположившихся отдохнуть, побеседовать. Особенно запоминается доменщик, сосредоточенно думающий о чем-то, — ведь победа в труде сегодня рождает мысли о преодолении новых рубежей завтра.
В этой картине воплощена идея величественности и красоты труда — источника радости и высоких стремлений советского рабочего.
Лиризм и задушевность живых, полнокровных образов Труфанов сочетает с широким обобщением. Он был одним из первых живописцев, раскрывших психологию современного рабочего в труде. Однако художник не ограничил себя лишь этой задачей. Молодой, ищущий мастер, он вскоре нашел еще один интересный аспект трактовки образа труженика.
Труфанов много лет дружит с донецкими шахтерами. В произведении «Шахтер» он поднял своего героя до своеобразного символа «советского шахтера — мужественного, сильного, свободного человека, красивого и в труде и в отдыхе».
Черным силуэтом выделяется на фоне светлой стены богатырская фигура шахтера, только что поднявшегося из забоя на поверхность. Угольная пыль на лице не скрывает движения мускулов, отчетливо выступающих под лоснящейся кожей,— он жадно пьет студеную воду. Художник увидел в усталом человеке неиссякаемую энергию, силу, горение.
«Этот характерный и красивый момент можно наблюдать каждый раз после окончания смены. В нем характер раскрывается по-особенному: спадает напряжение трудового дня, и на первый план выступает большая внутренняя теплота человека, его темперамент, душевная красота», — писал Труфанов.
С волнением говорит художник о своих друзьях-рабочих: «Искренне преклоняюсь перед шахтерами — людьми особого склада. Они не терпят фальши, неискренности, трусости. Тяжелый труд, риск сплачивают и облагораживают их... Они какие-то особенно чистые внутренне, честные, волевые, сильные. Если бы удалось выразить на холсте эти большие человеческие качества наших советских шахтеров! Рядом с такими людьми хочется жить и работать по-особенному!».

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.