Живописец колхозной деревни А. А. Пластов (р. 1893)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


...Осенний холодный вечер 1935 года. Сверкает огнями люстр зал Дома художника в Москве. Здесь собрались те, кому дорого и близко искусство: художники, искусствоведы и просто любители. Происходит открытое заседание художественного совета.
Художники, имена которых большинству присутствующих известны, выносят на эстраду свои картины. Их рассматривают, оценивают, часто спорят. Но вот кто-то произносит: «Сейчас представит свои работы художник Пластов». В зале наступает тишина. Имя Пластова никому не знакомо. Все взгляды с любопытством устремляются на художника.
Волнуясь, он поднимается на эстраду, ставит на мольберт свою картину... И вдруг словно свежая струя воздуха врывается в помещение. Удивительно жизненна и ярка по краскам, оригинальна по композиции, а главное подкупающе правдива картина Пластова.
...Напряженная тишина сменяется громкими рукоплесканиями. Зал, стоя, приветствует появление нового, уже вполне сложившегося, самобытного и талантливого художника.
Что же вызвало такое единодушное одобрение всех присутствующих?
Была показана картина «Стрижка овец». Сюжет ее несложен: на колхозном дворе под соломенным навесом женщины стригут овец. Но в фигурах женщин, в их быстрых и ловких движениях, в выражении простых, светлых улыбающихся лиц столько жизненной энергии, что невольно ощущаешь влюбленность художника в своих героев, его восхищение их молодостью и задором.
...Последние лучи заходящего солнца освещают полутемный двор, золотыми бликами ложатся на лица и руки женщины. Яркие цвета пестрых одежд и платков вдруг загораются на свету и, постепенно угасая, переходят в глубокие тона в теневых частях картины. Любовь к цветовому богатству красочного решения, проявившаяся в этой первой картине, составит впоследствии одну из отличительных особенностей живописного мастерства Пластова.
Изображая труд колхозников, художник далек от протокольного, холодного копирования действительности. Он всегда творит с увлечением, искренне, взволнованно относится к своим героям. В простых, на первый взгляд, незначительных сюжетах, показывая трудовые будни колхозной жизни, художник умеет раскрыть душевную красоту сельских тружеников, передать вдохновенную поэзию труда, очарование русской природы.
В его картинах запечатлены и яркое сияние жарких солнечных дней, и торжествующая тишина теплой летней ночи, и светлая печаль осеннего увядания природы, и буйная радость ее весеннего пробуждения.
В картинах Пластова зрители всегда ощущают непосредственность и взволнованность чувств, свежесть мысли, смелое новаторство. Его искусство никого не оставляет равнодушным, о нем много говорят, живо спорят, то есть происходит то, что всегда бывает при рождении по-настоящему нового и большого художественного таланта.
На полотнах Пластова оживает для нас целый мир новых героев, раскрывается трудовяя жизнь современной колхозной деревни. В середине тридцатых годов, когда Пластов впервые выступил в советском искусстве, было еще очень мало картин на колхозные темы, часто художники решали эту тему крайне примитивно.
Жизнь Пластова в деревне, пристальное наблюдение и глубокое знание крестьянского быта, а главное — любовь к простому русскому человеку-труженику с его радостями и печалями, характером и привычками, — все это весьма обогатила творчество художника, сделало его необычайно правдивым и искренним.
И хотя в первых своих работах Пластов не ставил специальной задачи показать новые сдвиги и явления в колхозной деревне, но правда жизни, правда искусства брали свое, и даже в ранних его картинах мы ясно ощущаем новые черты в жизни советской деревни.
Сильное, своеобразное, темпераментное творчество Пластова вошло в изобразительное искусство как одно из величайших достижений.
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислонихе бывшей Симбирской губернии (ныне Ульяновской области). В семье Пластова любили искусство. Дед и отец его были иконописцами, и у мальчика очень рано зародилась любовь к рисованию. В 1903 году он поступил в Симбирское духовное училище, а затем перешел в Симбирскую духовную семинарию. Здесь под руководством преподавателя рисования Д. И. Архангельского юноша впервые приобщился к искусству, познакомился с репродукциями русских и западноевропейских художников. Искусство все больше и больше привлекало Пластова. Хотелось писать картины, рассказать о жизни деревни» в которой он рос.
«Меня нестерпимо тянуло изображать бесконечно дорогой для меня деревенский мир, со всем его простором и свежестью, с его горем и радостью, с его темнотой и бедностью», — писал художник.
В 1914 году Пластову удалось поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Но занятий живописью он не оставлял, работая много и увлеченно. После Октябрьской революции Пластов возвратился в родное село и включился в активную общественную жизнь. Его избрали секретарем сельсовета, затем секретарем комбеда. Одновременно Пластов занимался непосредственно крестьянским трудом: он пахал, косил, сеял, молотил, то есть делал все то, что необходимо было «маломощному середняку», каким он числился в то время. В свободное время он рисовал, писал этюды, собирал живописный документальный материал к будущим картинам.
В 1925 году Пластов вновь приехал в Москву и вплоть до 1935 года работал, в основном, в области плакатного искусства. Каждое лето художник проводил в родной деревне, продолжая писать этюды, задумывая создание цикла больших картин на колхозные темы.
Успех Пластова в 1935 году, как мы видим, не был случаен. В основе его лежал упорный и настойчивый труд, прекрасное знание деревенской жизни, постоянная работа на натуре. Вот как родилось то мастерство, тот выразительный рисунок и богатство цвета, та поэтичность и жизненность образов, которые волнуют нас в картинах художника и которые покорили всех присутствующих на заседании художественного совета.
Так начал свой творческий путь Аркадий Александрович Пластов.
В 1935 году кроме картины «Стрижка овец» им был создан ряд произведений на темы колхозной жизли. Уже одно название этих работ подчеркивало простоту, будничность изображенных художником сцен. И вместе с тем в этих картинах как бы раскрывалась нежная и чуткая душа самого художника, сумевшего в обыденности найти тонкую поэзию, наполнить все изображенное подлинной лирической взволнованностью.
К какой бы картине Пластова мы ни обратились, всюду мы чувствуем его упоение жизнью, его радость и восторг перед красочным богатством мира.
Глядя на его картину «Колхозный базар» (1935), любуешься вместе с художником яркой звучностью цвета в одеждах колхозников: тулупах, армяках, полушубках и теплых пуховых платках; поражаешься его умению так осязаемо передать, характер русской зимы. Весь живописный строй картины, все ее цветовое решение подчинены стремлению художника выразить радость, веселье, полноту жизни. Тема праздника, торжества, богатства колхозной деревни долгие годы будет занимать в творчестве художника одно из важнейших мест.
...Кажется, сама жизнь вошла в картину Пластова «Колхозный праздник». Бурлит, бьет ключом веселье в праздничной деревне. Звенит музыка самодеятельного оркестра, зъучат песниг кружится в пляске молодежь. Уставлены снедью столы, за которыми сидят слегка захмелевшие старики да ведут тихую беседу пожилые женщины. Богат праздничный стол! Здесь и свежие румяные яблоки и груды бубликов, и рыба, и яйца, и большие куски янтарного сотового меда...
Этот натюрморт, написанный художником сочно, материально, звучит как гимн крестьянскому труду, гимн плодородной кормилице-земле; он дополняет своей красочностью сцену радостного праздничного веселья.
Вся эта пронизанная солнцем и воздухом картина вызывает у зрителя бодрое оптимистическое чувство, чувство бесконечной гордости за свой народ, за его трудовые успехи. В картине нет никакой искусственности, условного позирования. Все так, как бывает в самой действительности. Художника скорее можно упрекнуть в том, что он подошел к натуре без необходимого отбора, переносил в картину все то, что видел, присутствуя на подобных колхозных празднествах. Отсюда некоторая композиционная перегруженность, обилие случайных деталей, ничего нового не прибавляющих к сказанному.
Но написано это все было так темпераментно и мастерски, с таким увлечением, что картина «Колхозный праздник» скоро стала одним из наиболее выдающихся произведений выставки «Индустрия социализма», на которой она впервые была показана в 1937 году.
Шли годы упорной работы. Большую часть времени Пластов жил в деревне, делая этюды с натуры. В 1938 году им были созданы две картины: «Колхозное стадо» и «Купание коней». Вторая принадлежит к лучшим работам художника.
Еще юношей в деревне художник часто любовался блеском солнца на мокрых спинах купающихся коней, светлой рябью на воде, контрастом обнаженных тел людей с темной шерстью животных. Это и решил передать художник, когда получил закаа на создание картины в ХХ-летию Советской Армии.
...Светлая солнечная дорожка пробежала по реке, и заискрилась, засверкала вода, серебром отливая на солнце. В радужном море брызг входят в воду стройные красивые лошади. На каждой из них стоят, держась за поводья, или сидят верхом солдаты. Их здоровые, сильные фигуры, освещенные солнцем, лоснящиеся спины красавцев-коней, шум, плеск, водяные брызги, озорной смех, оживление, царящие над рекой, наполняют картину радостным ощущением жизни, полной движения, задора, молодости и силы. Огромная роль принадлежит цвету. Он, как аккорд в музыке, сообщает картине сразу определенное эмоциональное звучание. Сочетание серебристого блеска речной глади, коричневой, светлеющей на солнце и темной в тени шерсти коней и цвета обнаженных человеческих тел, залитых лучами солнца, приведенное художником к общему тональному единству, создает удивительно бодрое, светлое настроение.
Пластов — художник с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Его картины никогда не спутаешь с другими полотнами. Им присуще именно «пластовское» видение и отношение к природе и жизни, они отличаются яркой насыщенностью цвета, простотой, а иногда и случайностью композиции. Но главное их достоинство в искренности, поэтическом отношении художника к тому, что он изображает, в жизненной достоверности созданных им образов и сцен.
С появлением Пластова советское искусство обогатилось большим, оригинальным, самобытным художником, раскрывшим в своих полотнах новые темы жизни колхозного крестьянства.
Годы великой Отечественной войны были проверкой художественной зрелости Пластова. Именно в эти годы были созданы такие значительные картины, как «Фашист пролетел», «Сенокос», «Жатва», ставшие этапными в истории советского искусства.
В послевоенные годы Пластов, как и все советские художники, продолжает работать с неослабевающей энергией и энтузиазмом. Каждый год он пишет по две-три новые картины, делает множество этюдов, иллюстрирует детские книжки, делает плакаты и, кроме того, активно участвует в общественной жизни страны. Его неоднократно избирают депутатом Ульяновского Областного Совета депутатов трудящихся, членом Правления Московского Союза художников, членом художественных советов и т. д. В 1956 году Пластову было присвоено звание народного художника РСФСР.
В послевоенные годы Пластов не изменил своим привязанностям. Круг его тем остался прежним. Так же, как и раньше, Пластов находит темы и сюжеты для своих картин в родном краю, в родной деревне Прислонихе, где он и по сей день продолжает жить. Он пишет то, что его окружает, стремится показать советского человека в процессе его труда, показать увлеченность людей, занятых повседневной нелегкой работой на колхозных полях. Художник сам много раз испытывал радостное чувство, охватывающее людей в дни сева, сенокоса, в жаркие дни уборки урожая. И когда Пластов, сам много лет пахавший, сеявший, собиравший хлеб, прекрасно знающий эту работу, изображает косцов или трактористов, колхозниц на молотьбе или доярок, то образы его всегда несут на себе печать ни с чем не сравнимой подлинности, сердечности, поэтичности и красоты.
В 1949 году Пластов пишет картину «Колхозный ток».
Как ощущается в ней напряженный ритм работы, ритм, который захватывает всех, подчиняя себе, делая радостным этот тяжелый труд!
Наше внимание сразу привлекает парень в красной рубахе. Он жадно пьет из ковша холодную воду. Все в нем горит жаром и страстью напряженного труда. Он торопится — вода льется на грудь, — некогда, нельзя медлить, страдная пора не ждет.
На картине много людей, и каждый из них охвачен той же страстью к работе, тем же трудовым энтузиазмом. Колхозник на втором плане подает снопы в бункер молотилки, женщины торопливо развязывают перевясла на снопах, кипит работа и у молотилки. Пафос картины — в пафосе самозабвенного коллективного труда. И здесь, как и в большинстве картин, цвет является основным средством выражения эмоциональной стороны художественного образа. Красная рубашка парня горит ярким пламенем. Ее цвет в картине как бы собирает все другие горячие тона: коричневый, оранжевый, золотой.
Резкие контрасты цвета — красного и зеленого, оранжевого и голубого, фиолетового и желтого, — а также сложный контур фигур, молотилки и скирд на фоне светлого неба способствуют передаче напряженной атмосферы молотьбы и накала страдной поры в деревне.
Совершенно иначе та же тема труда решена Пластовым в картине «Ужин трактористов». Если в картине «На колхозном току» поэзия труда выражена в ярких контрастных тонах, в бурном ритме, динамике композиции, то здесь больше лиричности, спокойствия, задушевности.
...Закатывается за горизонт горячее летнее солнце. Видна поднятая трактористом, дышащая вечерней свежестью, еще не обветренная земля. Она как бы несет на себе следы тяжелого, но радостного труда. День прошел недаром. Еще вьется парок от разогревшегося трактора, еще не остыла земля, еще рдеют на пластах пашни последние лучи солнца, а уже повсюду разливается величавый покой вечера. Наступило время ужина. Девочка принесла хлеб и молоко.
Вот на первый взгляд и все несложное содержание картины. Но и эту простую сценку художник сумел наполнить подлинным ощущением жизни, раскрыть в ней поэзию труда.
И хотя здесь не изображен сам процесс, тем не менее мы легко догадываемся, что тракторист уже много дней, почти не слезая с трактора, пашет громадное колхозное поле, торопясь подготовить его к осеннему севу. Вот сейчас он поест и снова сядет за руль машины.
Герои пластовских картин всегда неразрывно связаны с родной природой, они живут в ней.
Художником великолепно переданы в этой картине далекие просторы полей, красивое вечернее небо, мягкая трава, заходящие лучи солнца... Обычная сцена силой вдохновенного творчества превращена в красивую и лирическую песню о жизни и труде сельских тружеников.
Источник мастерства Пластова, эмоциональной силы его картин в близости художника к натуре, в знании жизни.
«Я раз навсегда убедился, что каким бы ты выдающимся прирожденным колористом... ни был, всегда иди за советом к матери-натуре, к правде окружающего, терпеливо выслушай сто раз, что она, эта натура, тебе раскроет и расскажет, и ты никогда не будешь в накладе», — писал А. А. Пластов.
Это трудный путь истинного художника-реалиста, но он единственный, где возможны настоящие открытия и большие достижения. Именно этой дорогой и идет всегда Пластов, художник, утверждающий полнокровность жизни, щедрое богатство земли, красоту человеческого труда.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.