Искусство послевоенного периода (40—50-е годы)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом — периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, — высокие моральные качества советских людей.
На первых послевоенных выставках было показано много произведений, начатых еще в военное время.
Годы тяжких страданий, пережитых в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Ведь в повседневной жизни так причудливо переплетаются обыденные, героические, поэтические моменты!
Советские люди проявили невиданное мужество и стойкость в борьбе. Их питала твердая вера в победу правого дела. Имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-краснодонцев узнал весь мир. Но были еще миллионы безымянных борцов, подвиг которых также увековечен в искусстве.
Многие произведения искусства были связаны с непосредственными впечатлениями их авторов — участников войны. Так, например, возникла картина «Отдых после боя». Ее автор, бывший боец Ленинградского фронта, Ю. М. Непринцев изобразил в ней своих однополчан.
Воинам, грудью прикрывавшим родную землю на тысячеверстных фронтах, помогал весь народ. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта», Б. М. Неменского «Мать», «Сестры наши».
В годы, когда империалистические круги западных держав начали разрабатывать планы новой войны, содействовать возрождению германского фашизма, у художников Кукрыниксов возник замысел картины «Конец», в которой они показали, чем кончаются и впредь будут кончаться подлые попытки врагов поработить наш народ. В картине показаны последние минуты фашистских главарей, застигнутых врасплох в подземелье — в Рейхсканцелярии.
Эта картина не потеряла силы своего воздействия и в настоящее время. Она является грозным предостережением тем, кто и сейчас еще стремится возродить западногерманскую военную машину.
События Великой Отечественной войны пробудили горячий интерес к героическому прошлому нашей Родины. Подвиг советского народа был живым продолжением истории — ведь русские люди уже не раз грудью вставали на защиту Отечества.
Важное место среди произведений исторической живописи послевоенного времени занимает картина А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Куликовская битва положила начало освобождению русской земли от татарского ига. Обращение к этой теме имело большое патриотическое значение.
Рожденные войной темы были различны. Неодинаковыми путями шли художники и к их воплощению. Но общим для всех мастеров был высокий пафос гуманистического утверждения красоты и ценности человека и острая ненависть ко всему, что мешает его счастью, что враждебно светлой и радостной жизни на мирной земле.
Страна быстро залечивала раны, нанесенные войной. Жизнь властно увлекала мастеров искусства в бурный водоворот событий, диктовала новые темы, предъявляла более высокие требования.
Неиссякаемым источником вдохновения для советских художников является образ В. И. Ленина. Над этой темой работают и зрелые мастера, и молодежь, обильно пополнившая в эти годы творческие ряды.
Одним из наиболее значительных произведений начала 50-х годов была картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола». Она исполнена группой молодых художников: В. В. Соколовым, Д. К. Тегиным, Н. Н. Чебаковым, Н. П. Файдыш-Крандиевской — под руководством одного из крупнейших мастеров советского искусства Б. В. Иогансона.
Тридцатилетие со дня исторического съезда советская молодежь отмечала в 1950 году как свой праздник. Юноши и девушки вновь и вновь обращались мысленно к тем далеким дням, когда прозвучали вещие слова Владимира Ильича — учителя и друга молодых строителей новой жизни.
Картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» была творческим откликом живописцев на это волнующее событие. Характерной особенностью развития советского искусства в конце 40-х — начале 50-х гг. было обогащение тематики произведений. В них нашли отражение самые разнообразные стороны нашей жизни.
По-настоящему увлекает художников романтика и поэзия свободного труда на мирной земле. Эпическое произведение о тружениках-колхозниках создала украинская художница Т. Н. Яблонская. Много времени провела она в колхозе им. В. И. Ленина, изучая жизнь и труд крестьян. Картина «Хлеб» — одно из наиболее крупных произведений советской живописи. В нем раскрыта главная черта нашей жизни — радость труда, ставшего желанной потребностью для советских людей.
Многие художники обращаются к темам, выявляющим черты новых взаимоотношений в советском обществе — растущее чувство дружбы, товарищества, повышенное чувство ответственности за судьбу человека.
В жизни заводского коллектива А. П. Левитин и Ю. Н. Тулин нашли сюжет для картины «Свежий номер цеховой газеты», получившей широкую известность и признание у народа. С большим интересом в эти годы были встречены произведения, посвященные молодежи: «Дочь Советской Киргизии» С. А. Чуйкова, «Прием в комсомол» и «Обсуждение двойки» С. А. Григорьева, «Студенты» С. Н. Шильникова, «На рассвете. Молодые изыскатели» В. Н. Гаврилова, «Строители счастья» М. Г. Абдуллаева и другие.
Теплым, хорошим чувством и большой любовью согреты произведения о детях, созданные молодой художницей И. В. Шевандроновой («На приеме у врача», «В сельской библиотеке»). В центре внимания художников находится тема борьбы советского народа за мирное сосуществование и укрепление братских связей с трудящимися других стран. Важное значение для решения этой темы имели поездки советских художников за границу. Они способствовали глубокому знакомству художников с жизнью трудящихся, установлению и укреплению личных контактов советских и зарубежных граждан.
Большим уважением к трудолюбивому индийскому народу проникнуты произведения С. А. Чуйкова «Столяр сикх в розовом тюрбане», «Подметальщица из касты неприкасаемых», «Студентка из Калькутты» и многие другие. Впечатления, накопленные во время двух поездок в Индию, художник синтезировал в дальнейшем в триптихе «О простых людях Индии».
Не любование экзотической красотою природы и этническими особенностями национального типа, а глубокое уважение к людям труда проявилось в индийских циклах Чуйкова. Художники стремились к большей душевности, сердечности, человечности образов. Однако среди картин, исполненных большого и искреннего чувства, на первых послевоенных выставках стали появляться огромные торжественные полотна, холодные и невыразительные по содержанию. В этих больших многофигурных композициях народ изображался как серая толпа, безликая масса, составляющая лишь фон для изображения Сталина.
В работах некоторых мастеров большие и сложные проблемы решались на мелких темах. Иногда художнику не удавалось правильно выбрать острые, характерные, достойные изображения сюжеты.
XX съезд развенчал культ личности Сталина. Огромные успехи были достигнуты в промышленности, в сельском хозяйстве. Началось осуществление грандиозного семилетнего плана, намеченного XXI съездом. Своего рода революцией в сельском хозяйстве было освоение целинных и залежных земель.
Страна вступала в новый период — период развернутого строительства коммунизма.
Открылась новая страница в истории советского искусства. В партийных документах, выражающих «волю миллионов людей, волю миллионов умов, коллективный разум миллионов людей», изложены новые требования к художникам на современном этапе.
Коммунистическая партия, неустанно напоминала и напоминает мастерам советского искусства о необходимости серьезно изучать жизнь, укреплять связи с нею.
В приветствии I Всесоюзному съезду художников (1957) ЦК КПСС подчеркивал, что советские люди ждут произведений, которые доставят им чувство подлинного эстетического наслаждения и радости, обогатят духовно, будут облагораживать и возвышать человека, поднимать его на борьбу за самые светлые и высокие идеалы нашего времени.
В статье «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» Н. С. Хрущев пишет:
«...Главная линия развития состоит в том, чтобы литература и искусство были всегда неразрывно связаны с жизнью народа, правдиво отображали богатство и многообразие нашей советской действительности, ярко и убедительно показывали великую преобразовательную деятельность советского народа, благородство его стремлений и целей, высокие моральные качества. Высшее общественное назначение литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма».
Современное советское искусство непрерывно развивается. Крепнут художественные коллективы во всех республиках, краях и областях. Художники разных республик стремятся показать особенности труда и быта своего народа.
Среднеазиатские мастера часто изображают чабанов и хлопкоробов, кавказцы — нефтяников и рыбаков, прибалтийцы воспевают особую красоту труда, связанного с суровым северным морем. Национальные черты выражаются в типах и характерах людей, в формах и красках природы, в своеобразии творческого почерка художников. В современной живописи главной темой стала тема труда. Еще А. М. Горький говорил, что не было в мире героики более величественной, чем героика труда, творчества.
Произведения М. П. Труфанова «Горновой», «Доменщики», «Шахтер», И. И. Симонова «Литейщики», Ю. С. Подлясского «Они начинали Братскую ГЭС», Ю. И. Боско «Над Волгой», Т. Т. Салахова «С вахты» и многие другие раскрывают героичность повседневного труда, превратившегося в источник радости и вдохновения для человека.
Важные перемены в жизни страны связаны с освоением целины. Покорение необъятных просторов веками пустовавших земель — героический подвиг народа и прежде всего молодежи. Мастера советской живописи создают художественную летопись освоения целинного края.
На многочисленных полотнах нашли отражение труд целинников, их быт, преображенная природа.
Среди этих произведений наиболее значительна работа Ф. П. Шурпина «Трудовые ночи», изображающая ночную пахоту. Целую серию небольших картин создал Д. К. Мочальский. Он назвал ее «Люди целинных земель». Это своеобразные живописные новеллы о новоселах.
С острой наблюдательностью, теплым юмором и очень доброжелательно он рассказывает о первых жителях этих мест в работах «Огни в степи», «Первое утро» («Гостеприимство»), «Письма пришли», «На току», «Ухажеры», «Молодожены-целинники». Жизнь молодой семьи тепло и задушевно показана в одной из лучших его картин «Новоселы».
В последние годы Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют много внимания и заботы вопросам дальнейшего развития сельского хозяйства. Новые стороны в жизни колхозной деревни и совхозов нашли яркое и образное воплощение в произведениях А. А. Пластова «Август колхозника», «Девушка с велосипедом», «Лето», Н. Л. Веселовой «Портрет председателя колхоза М. Г. Долгова», в серии портретов-картин Л. В. Кабачека «Люди колхоза «Гвардеец» Чувашской АССР» и многие другие. В произведениях, посвященных изображению труда, художники раскрыли существенные черты современной действительности: они показали новый характер труда и новое отношение к нему со стороны тружеников. Однако только этой темой невозможно исчерпать всего содержания современной жизни. Оно раскрывается в бесконечно разнообразных проявлениях — в быту, на отдыхе, в событиях личной и общественной жизни.
Романтика и поэзия, лирические чувства, жизнерадостность, тонкий юмор, молодой задор и особая красота нашего современника отражены в картинах, посвященных этим сторонам жизни.
Особенно лиричны картины Ю. И. Пименова о трудовых буднях Москвы: «Сезон ремонта», «В весеннем парке», «Район завтрашнего дня», «Обыкновенное утро» и другие. Они объединены общей темой «Московские рассказы». Острота нового мироощущения позволяет художнику в обыденной сцене начала рабочего дня («Обыкновенное утро») увидеть трудовой энтузиазм москвичей и передать его в обаятельном облике девушки, старательно моющей витринное окно, и в четком ритме движения людей на просторной, светлой улице.
Герои Пименова, чаще всего женщины и девушки, — труженики: маляры, шоферы, штукатуры. В небольших картинах он рассказывает об их жизни всегда тепло, поэтично, часто — с юмором.
Труд людей преобразил лицо нашей земли. В глухих лесах выросли заводы, голые степи превратились в плодородные поля, сады зацветают в пустыне. Автострады и мосты, ажурные вышки на линиях электропередач, силуэты фабричных труб, новые жилые районы в старых городах и совсем новые социалистические города на берегах могучих рек — все это вошло в наш сегодняшний пейзаж, стало привычным. Особую красоту нового облика земли воспели наши художники-пейзажисты. Рядом с именами известных певцов природы, таких, как М. С. Сарьян, В. В. Мешков, С. В. Герасимов, Н. М. Ромадин, Я. Д. Ромас, А. М. Грицай, по праву стоят имена пейзажистов, дарование которых полностью раскрылось и раскрывается лишь в нослевоенные годы (Г. Г. Нисский, Б. Ф. Домашников и другие).
Тесная связь с жизнью стала основной чертой современного искусства. Все важные события в нашей стране, справедливая борьба народов против колониализма, против бесправия людей с небелой кожей, дружба народов нашли отражение в советском искусстве. В дни, когда все прогрессивное человечество с тревогой следило за судьбой свободолюбивого народа Кубы, советские художники В. И. Иванов и П. П. Оссовский побывали на острове Свободы. Они создали ряд правдивых картин о жизни героических борцов за освобождение от ига колониализма.
Мир, Труд, Свобода, Равенство, Братство, Счастье — эти слова начертаны сегодня на знамени прогрессивного человечества.-В священной борьбе за осуществление этих принципов современное поколение советских людей приняло эстафету от тех, кто готовил и совершал Великую Октябрьскую социалистическую революцию, кто отстаивал Родину в суровые годы гражданской и Великой Отечественной войн. Духовная близость связывает современников и героев этих событий. Она находит выражение в серьезной работе мастеров советского искусства над историко-революционной темой.
Народ как главная движущая сила истории, человек со сложным духовным миром — творец событий всемирно-исторического значения, и в то же время рядовой в строю — вот мысль, красной нитью проходящая через все полотна на историко-революционную тему, созданные в конце 50-х годов.
События дореволюционной истории русского пролетариата нашли воплощение в произведениях Ю. Н. Тулина «Лена. 1912 год» и Б. С. Угарова «На рудниках» (1912 год)». Оба эти художника пришли в искусство в послевоенные годы и успешно справились с трудной исторической картиной.
Раскрывая революционный пафос событий Великого Октября, художники стремятся показать характеры борцов-революционеров. Выразительны образы рабочего, солдата и женщины в картине В. А. Серова: «Ждут сигнала. (Перед штурмом)». В напряженном лице раненого солдата отразилось страстное нетерпение. В тревожном ожидании застыла женщина. Образ рабочего с пулеметной лентой внушает твердую уверенность в успехе правого дела.
Героическая романтика событий гражданской войны нашла образное воплощение в произведениях Е. Е. Моисеенко. Боевая, кипучая жизнь буденновцев показана в полных бурного движения картинах «Первая Конная» и «Красные пришли».
Разные по сюжетам и по художественным приемам произведения советских мастеров несут светлые идеи гуманизма и патриотизма. Большой и трудный путь прошло советское искусство за послевоенные пятнадцать лет. Вместе со страной поднялось оно на новую, более высокую ступень развития. Коммунистическая партия ведет советских художников по пути неустанного укрепления связи с жизнью и совершенствования мастерства.
Однако было бы неверным утверждать, что художники уже достигли совершенства. Слабое профессиональное мастерство и неверное понимание проблем современности в искусстве толкали некоторых, особенно молодых мастеров на ложный путь псевдоноваторства — повторения формалистических исканий.
Некоторые деятели культуры считали, что в век покорения космоса, в век кибернетики, кино и телевидения сюжетная живопись не нужна. Они охотно признавали за литературой, театром и кино способность выражения психологических и драматических коллизий и недооценивали эту сторону в современном изобразительном искусстве, отводя ему, вольно или невольно, чисто украшательскую роль.
Эти взгляды подверглись резкой и справедливой критике. Н. С. Хрущев в выступлении на совещании писателей в ЦК КПСС 13 мая 1957 года говорил: «Сложность и своеобразие идейной борьбы в области литературы и искусства в настоящее время состоят, между прочим, в том, что нам приходится защищать литературу и искусство не только от нападок извне, но и от попыток отдельных творческих работников толкнуть литературу и искусство на неправильный путь, увести в сторону от главной линии развития».
Жизнь отметает то, что не служит прогрессу. Прозаические, бескрылые произведения, равно как и эксперименты в «самовыражении», не нужны людям.
Смелое творческое соревнование различных мастеров, открытое признание ошибок, неустанные поиски яркой образности — свидетельство силы советского искусства, жизненности метода социалистического реализма.
Наше советское искусство прочно стоит на важнейшей принципиальной позиции — оно живет интересами народа, идеалами коммунизма. Оно несет идеи дружбы и пролетарского интернационализма и получило признание прогрессивного человечества.
Эстетика социалистического реализма противопоставила всем буржуазным теориям и программам ясное понимание целей и задач нашего искусства — знаменосца социалистической идеологии. Но большие идеи требуют большого мастерства. Искусство коммунизма должно быть великим по богатству содержания и по эстетической ценности произведений.
Рост художественных кадров, приток молодых сил, национальное, творческое многообразие — вот наши достижения на современном этапе. Произведения искусства широко отражают жизнь и показывают прежде всего современного человека, его сложный и богатый духовный мир.
Июньский Пленум ЦК КПСС (1963 г.) подчеркнул, что в воспитании нового человека, в формировании коммунистической культуры огромное значение имеет дальнейшее развитие литературы и искусства.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.