Портреты героев Великой Отечественной войны в творчестве В. И. Мухиной


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


В дни Великой Отечественной войны, когда с небывалой силой проявились героизм и мужество советского народа, когда простые советские люди совершали беспримерные подвиги во имя Отчизны, — сердца художников не могли оставаться спокойными. Хотелось работать и работать, запечатлеть для потомства, для истории образ советского человека-победителя, раскрыть его простоту и величие, скромность и героизм, волю к победе и бесстрашие.
Как настоящий, подлинный художник-реалист, Вера Игнатьевна Мухина, автор прославленной скульптуры «Рабочий и колхозница», не могла оставаться в стороне. В дни войны ведущей темой в ее творчестве стал героический портрет современника.
«Наша Отечественная война, — пидала она, — родила такое количество новых героев, дала пример такого яркого и необычайного героизма, что создание героического портрета не может не увлекать художника. Русские богатыри старинного нашего эпоса опять воскресают в советском человеке и эпические образы живут с ним и среди нас...»
Понимая всю сложность и трудность создания образов героев современности, Мухина с особой ответственностью подошла к своей работе. Она хорошо знала своих будущих героев и легко представляла себе каждого из них в боевой обстановке. Ей были известны беспримерное мужество полковника И. Л. Хижняка, который под огневым шквалом врага эвакуировал и спас эшелоны боеприпасов, отвага и стойкость полковника Б. А. Юсупова, выдержавшего жестокий поединок с танками врага, самоотверженность главного хирурга Советской Армии Н. Н. Бурденко, спасшего в условиях фронта тысячи советских людей.
Эти люди, полные священной ненависти к врагу, не щадя себя, защищали свою Отчизну.
Сохранить их облик для людей будущего, раскрыть их высокую героичность и глубокую человечность — эту благородную задачу поставила перед собой художница.
Мухина понимала, что именно такие люди решали исход великой битвы, определившей судьбу истории, судьбы поколений. В 1942 году на выставке «Великая Отечественная война», открывшейся в залах Государственной Третьяковской галереи, появились скульптурные портреты воинов-героев, исполненные В. И. Мухиной. Здесь можно было увидеть бюсты полковника И. Л. Хижняка, Б. А. Юсупова, Героя Социалистического Труда Н. Н. Бурденко, летчицы Е. Будановой, генерала В. Э. Тарановича и многих других. Несмотря на различие этих портретов, на ярко выраженные индивидуальные черты каждого, в них можно найти и много общего, что роднит их. Это целеустремленность, отвага, бесстрашие. Героическая мужественная нота пронизывает все портреты, объединяя их одним чувством, одной идеей.
Портрет полковника И. Л. Хижняка привлекает необыкновенной силой и страстностью чувств. Хотя в его лице нет ничего необычного и внешне героического, тем не менее оно приковывает внимание, надолго, если не навсегда, остается в памяти.
Сурово сдвинуты брови, плотно сжаты губы, серьезен и сосредоточен взгляд. Он весь в величайшем напряжении. Кажется, что чувства ненависти к врагу, благородного и священного гнева переполняют его. Это справедливые чувства, они не уничтожили черт человечности и внутренней красоты образа. Напротив, они как бы преобразили лицо Хижняка, придали ему героический характер.
Проста композиция портрета. Ясная и очень четкая лепка прекрасно передает живую поверхность лица. Богатая игра светотени помогает акцентировать главное.
Освещены большой умный лоб, верхняя часть щек. Погруженные в тень, глубоко сидящие глаза помогают передать суровость, сосредоточенность образа. Этому же способствует сгущение тени в нижней части лица, на щеках, на скулах.
Мухина отказывается от развернутого композиционного решения, избегает каких-либо деталей в портрете. Ничего лишнего, дано только лицо. Даже боевой орден вынесен на подставку. Завершается портрет несколько необычно: острые концы воротника гимнастерки упираются в мраморную подставку. Легкий решительный поворот головы усиливает динамику образа.
Портрет Хижняка — один из лучших героических портретов военных лет.
Одновременно с портретом Хижняка Мухина создала другое замечательное произведение — портрет полковника Б. А. Юсупова. Здесь задача была еще труднее. В жестоком танковом бою Юсупов был тяжело ранен. Его лицо было изуродовано следами шрамов и рубцов, он потерял левый глаз. На первый взгляд лицо Юсупова кажется некрасивым. Но чем. больше всматриваешься в него, тем сильнее чувствуешь прежде всего твердую волю, духовную силу несломленного. человека, прошедшего через огонь сражений и сохранившего решимость и беззаветное мужество.
Высоко героичны и другие образы, созданные Мухиной в то же время. В портрете академика Н. Н. Бурденко хорошо переданы усталость, утомление от долгих бессонных ночей и волевое упорство, ненависть к врагу, принесшему столько страданий нашему народу.
Одухотворенностью и мужеством проникнут портрет партизанки, раскрывающий типические черты советского человека. В нем как бы сконцентрировалось все то, что так ярко было выражено в предыдущих портретах. Здесь есть и сила гнева, и непреклонное упорство, и непримиримость к врагу и беззаветная отвага.
Сила образа, его обобщенный характер возникают из предельной ясности пластического выражения главной идеи портрета. Строго поднята голова, плотно сжаты губы, выразительно очерчены глаза. Слегка откинутая в сторону прядь волос оживляет, казалось бы, внешне неподвижное, но внутренне напряженное лицо, передает динамику образа. И хотя в портрете нет атрибутов военного времени, дана только голова партизанки, мы безошибочно воспринимаем его как образ нашей советской женщины-патриотки, без колебаний и сомнений вставшей на защиту Родины.
Изображенные В. И. Мухиной люди всегда активны, деятельны. В их опаленных огнем войны лицах, в их суровых взглядах и нахмуренных бровях чувствуется мужество и решимость бороться до победы.
В. И. Мухина считала, что эпоха войны требует создания героического портрета не только для того, чтобы увековечить подвиг советского человека, но и для того, чтобы вызывать глубокое уважение и преклонение перед ним.
«Человеку, — писала она, — свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его. Жажда большего и лучшего есть тот великий двигатель человека, который ведет его к прогрессу и свету».
Портреты, созданные В. И. Мухиной в первые годы войны, открыли собой целую галерею портретных изображений героев Великой Отечественной войны, продолженную потом З. И. Азгуром, Е. В. Вучетичем, М. Г. Манизером, Н. В. Томским.
За свои портреты В. И. Мухина в 1943 году была удостоена Государственной премии.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.