Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Трудно у нас в стране найти человека, который бы не слышал о бессмертном подвиге Зои Космодемьянской в дни Великой Отечественной войны.
Героический образ Зои вдохновил многих мастеров искусства. В красоте ее подвига, в самоотверженности и стойкости этой девушки они увидели олицетворение лучших черт советского человека. Зоя казалась всем удивительно родной и близкой. Слова, сказанные Зоей перед смертью: «Это счастье умереть за свой народ», — облетели всю страну.
28 января 1942 года в «Правде» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки в деревне Петрищево Московской области, а 9 апреля художники Кукрыниксы выехали к месту гибели Зои.
Машина художников с трудом двигалась по изрытому снарядами Можайскому шоссе. Стояли серые, мрачные, холодные дни. В деревне Петрищево помнили о юной партизанке, о ее беспримерном мужестве. Нашлись и очевидцы, которые рассказали трагическую историю о том, как издевались фашистские солдаты над Зоей, как били и пытали ее, а потом босую выгнали на мороз.
Художники представили себе, как, с трудом передвигая обмороженными ногами, шла Зоя к месту казни, как, гордо сжав кулаки, стояла она перед фашистами, бросая им в лицо слова, полные гнева и презрения: «Всех нас не перевешаете! Нас много! Победа будет за нами!».
Тут же по живым впечатлениям художники начали писать. Они работали быстро, с огромным душевным напряжением. Эскиз за эскизом, вариант за вариантом. Вначале художники изобразили Зою умирающей, но это решение их не удовлетворило, так как снижалось героическое звучание образа. Тогда они задумали показать Зою в последние минуты перед смертью. В эти моменты особенно ярко раскрылось величие души юной комсомолки, героичность ее натуры. В окончательном варианте картины прежде всего зазвучала тема непокоренности, несгибаемости советского человека.
...Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков. Ее тонкая стройная фигура полна внутренней твердости и решимости. Смерть не страшит ее. Лицо ее гневно, сурово, полно ненависти к врагам. Растерянные, потрясенные невиданным героизмом девушки, суетливо снуют фашистские солдаты, щелкают фотоаппаратами.
В скорбном молчании застыли колхозники, согнанные с окрестных деревень смотреть на смерть советской партизанки.
Цветовое решение картины, построенное на сочетании холодных серовато-синих и зеленоватых тонов, помогает раскрытию основной идеи, передает скорбное настроение.
Ненависть к врагам, любовь к Родине вдохновили художников на создание картины, утверждающей в веках славу советского патриотизма.
Эти же мысли руководили художниками, когда в 1944 году они приступили к созданию картины «Бегство фашистов из Новгорода». По дорогам войны вместе с частями Советской Армии с карандашом в руках шли художники. Они ни на один день не прекращали работы. Этюды с натуры, зарисовки военных сцен, беседы с бойцами, с населением — все это давало благодарный материал для творчества. Накапливались яркие впечатления, которые настоятельно требовали воплощения в живописи. Так зародилась идея создания одной из самых драматических картин военного времени.
В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетие России». Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии — символ национальной славы.
Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины.
...Судорожно мечутся с факелами в руках удирающие из города фашисты, пытаясь истребить, уничтожить национальные святыни. Но не они занимают внимание художников. В центре картины высится исполненный трагической красоты собор. Несмотря на багряное зарево пожара, на снятую золотую обшивку куполов, собор твердо стоит на родной земле как олицетворение героической славы России. Кругом пылает огонь, от жара и гари черна дорога, по которой бегут с факелами оккупанты, но стены собора белоснежны, рисунок его силуэта чист и ясен. Озаренный теплым солнечным светом, великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума, близость часа возмездия над фашистскими мракобесами.
Сложной, выразительной композицией, умелым распределением света и тени художники придали картине большое эмоциональное звучание. У зрителя не остается сомнений: время расплаты близко, неотвратима победа света над тьмой.
По завершенности замысла, яркости воплощения «Бегство фашистов из Новгорода» — одно из наиболее значительных полотен военного времени.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.