С. В. Герасимов (1885—1964) «Мать партизана»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Сергей Васильевич Герасимов был уже известным художником, когда началась Великая Отечественная война. До войны Герасимовым были созданы многочисленные пейзажи и картины: «Колхозный сторож», «Праздник в колхозе», «Вся власть Советам» и другие, посещенные людям колхозной деревни. Простота, сердечность, искренность сочетались в образах крестьян с живым умом, сметливостью, решимостью стоять за правду до конца. Такими Герасимов знал и любил русских людей с детства, проведенного на окраине небольшого подмосковного городка Можайска.
Годы советской власти многое изменили в жизни народа: хозяин своей земли — колхозник — по-новому полюбил Родину. Родилось новое чувство советского патриотизма, сплотившее народ в единую семью в грозные годы войны. И в творчество Герасимова пришла тема, раскрывающая героизм рядового советского человека.
Почти семь лет Герасимов работал над картиной «Мать партизана». Он начал ее в 1943 году. В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу фашистские орды встречали мужественное сопротивление советских людей. Фронт и тыл объединяли отряды народных мстителей — партизан. Ни угрозы, ни пытки не могли сломить патриотов.
Центральная фигура картины Герасимова «Мать партизана» — советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, залитая кровью родных и друзей — земля, священная для патриотов.
Великую силу народного гнева испытали фашистские громилы. Жалким кажется детина-офицер перед русской женщиной — крестьянкой. Всю силу красок и блеск солнца сосредоточил художник на образе матери. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека.
По контрасту с образом матери образ гитлеровца лишен яркой индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест повисает в воздухе. Удачно найденным поворотом художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Художник сознательно «затушевывает» все, сопутствующее главному в картине. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста и лишь в самых общих чертах намечает остальные персонажи.
В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика Герасимов показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верою в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой, мракобесием.
Оптимизм — одна из характерных особенностей искусства социалистического реализма — нашел в картине Герасимова яркое и глубоко индивидуальное воплощение: «Мать партизана» — эпическое, монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена Золотой медалью.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.