А. А. Пластов (р. 1893) «Фашист пролетел», «Сенокос» и «Жатва»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


...Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок...
Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, бессмысленно жестоко полоснул из пулемета... Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетал самолет...
Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены. Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело.
Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг приближался к Москве.
Художник чувствовал потребность рассказать о зверстве фашистов, об их бессмысленной жестокости, об убийстве ни в чем не повинных детей и стариков. Так родился замысел картины.
А когда на выставке «Великая Отечественная война», организованной в самую тяжелую пору, в 1942 году, появилось полотно Пластова «Фашист пролетел», зрители застывали возле картины в глубоком молчании. Только слезы навертывались на глаза, да руки сжимались в кулаки. Хотелось мстить врагу, мстить жестоко, беспощадно. Жгучий гнев и ненависть к фашистским убийцам рождались в душе каждого советского человека, видевшего эту картину.
Такой глубины чувства, такой эмоциональной взволнованности ранее Пластов не достигал.
В этой картине не было ничего случайного, лишнего. Предельно проста и вместе с тем необычайно выразительна каждая деталь. Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый, чуть грустный, но такой близкий сердцу национальный пейзаж, в эти тоненькие, кажется, колеблющиеся на ветру молоденькие березки, в это серое небо и далекие поля — и вы почувствуете щемящее чувство боли и возмущения, обиды и гнева за так рано оборвавшуюся жизнь мальчонки, за поруганную землю.
На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно взял осенний мотив, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся теплыми тонами ковер. Золото молодых березок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими — все это воспринимается как красивое музыкальное сопровождение к печальной, нежной, лирической песне, полной глубокого внутреннего трагизма.
Глубоко продумана композиция картины с дальними планами и несколько приподнятым горизонтом. Удачно найдено место пастушка с его стадом. Они органически вписаны в пейзаж.
Несколько приглушенный колорит, построенный на светло-коричневатыхи желтоватых красках, гаснущий свет дня, соответствуют драматизму сюжета, помогают передать настроение. Эту картину невозможно забыть. Она звучала, как набат, призывая к борьбе, к уничтожению врага, усиливая ненависть к нему.
И по сей день она не утратила силы своего эстетического воздействия, своей художественной значимости.
В залах Третьяковской галереи перед ней и сейчас подолгу задерживаются посетители. Прекращаются разговоры. Суровыми становятся лица. Вспоминаются трудные дни Отечественной войны...
Картина Пластова выдержала испытание временем. Она достойно вошла в сокровищницу советского искусства.
В том же 1942 году Пластов написал картину «К партизанам», изобразив в ней группу колхозников, пробирающихся к партизанам. После поездки с группой художников на фронт, Пластов выполнил несколько акварелей по живым впечатлениям увиденного: «Письмо», «Утро на батарее» и другие.
Вернувшись в родную деревню, Пластов вновь обратился к родным темам и дорогим сердцу образам русских крестьян. В 1944 году он начал работать над картиной «Сенокос» (1945).
Чувством радости и ликования, счастьем мирного труда на свободной земле пронизана эта картина. И хотя на полях работают лишь подростки, женщины и старики (взрослое население деревни еще не вернулось с фронта), картина полна оптимистического звучания.
Художник не случайно остановился на изображении сенокоса — праздничной поры в трудовой жизни колхозного крестьянства. Тема сенокоса давно волновала его. Пластову, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нем, передать его поэзию и красоту.
В картине Пластова нас привлекает буйное цветение трав, яркое золото солнечного света, играющее на белых стволах стройных красавиц берез, изумрудная зелень листвы. В ней переданы красота и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Картина воспринимается нами как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду.
Образы колхозников последних военных лет Пластов запечатлел в картине «Жатва» (1945).
...Около снопов только что сжатого хлеба обедают старик и дети. В их серьезных и усталых лицах — сознание выполненного долга.
«Это было, — писал Пластов, — время поистине героического усилия народа в тылу, где остались в основном женщины, старики да дети. Они-то и несли главную тяготу труда».
Особенно удался художнику образ старика. В нем ярко выражены черты национального русского характера, переданы внутренняя красота и благородство человека, прожившего долгую трудовую жизнь. Медленны и спокойны его движения, во всей фигуре ощущаются уверенность и большая сила. С исключительным вниманием и любовью написаны художником образы детей, особенно первой девочки, с выглядывающими из-под белого платка косичками и нежной детской шейкой.
Теплыми золотыми тонами насытил Пластов колорит полотна.
Важнейшая черта произведений Пластова — верность жизненной правде. Но правдивость его работ нельзя понимать упрощенно, только как соответствие изображенного реальному миру. Правда пластовских полотен прежде всего в огромной любви к людям, в искренности и непосредственности, в убедительной передаче материального мира. Это сообщает его картинам особую привлекательность.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.