Картина о мужестве советского человека (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


«Большое искусство, — писал художник А. А. Дейнека, — рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом».
Гневом и ненавистью к врагам дышат картины Дейнеки, написанные в годы Отечественной войны. Суровый, тревожный образ безлюдной, ощетинившейся надолбами окраины города создал художник в картине «На окраинах Москвы» (1941).
Храбрости и силе советских летчиков посвящены его картины «Сбитый фашистский ас» и «Авиационный десант на Днепре». Одной из наиболее трагических глав истории Отечественной ъойны посвятил художник картину «Оборона Севастополя». Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал ее в 1942 году, в самый тяжелый момент войны, когда Севастополь был еще в руках врага.
Теперь, спустя много лет, мы воспринимаем это полотно как историческую эпопею о беспримерном героизме народа, вставшего на защиту Родины.
...Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем пылает город. В смертельной ожесточенной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой.
На первом плане в полный рост в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. Его фигура воспринимается как символ беспредельного мужества и отваги. У ног моряка — убитый немецкий солдат. Рядом тяжело раненный боец вот-вот рухнет на плиты мостовой, а дальше отряд матросов бросается в атаку.
Сколько ярости и порыва в их штыковом ударе!
Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно ощущается их присутствие и многочисленность. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях: светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев — на светлом. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла — столкновение двух враждебных сил.
Несмотря на самоотверженную защиту, Севастополь был сдан. До последней капли крови сражались наши моряки. Картина Дейнеки изображает не падение города, а беспримерную отвагу людей, которые или побеждают, или умирают. Это картина о людях, мужество которых не знает предела. Таких людей нельзя сломить, поставить на колени, нельзя победить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала полным голосом в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.
Так в одном конкретном эпизоде художник сумел воплотить главный смысл эпохи, в которую происходила жестокая схватка двух сил, двух миров не на жизнь, а на смерть.
«Оборона Севастополя» явилась одним из самых ярких и сильных полотен, посвященных Великой Отечественной войне. «Не знаю, хорошая ли это картина или плохая, — писал А. А. Дейнека, — но, кажется, что настоящая, какими хотелось бы мне видеть и другие свои картины».
Действительно, картина написана страстно, темпераментно, с огромным творческим напряжением. Ее писал не просто художник, владеющий кистью, а человек до боли переживший трагедию города, с которым он был связан множеством воспоминаний, художник, сердце которого было переполнено верой в торжество победы и гордостью за свой великий народ.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.