В. И. Мухина (1889—1953) «Рабочий и колхозница»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Время унесло не одну великую цивилизацию, поглотило множество поколений людей. Однако даже через тысячелетия пришли в современный мир египетские пирамиды и статуи фараонов, древнегреческие храмы и античная скульптура. Великие создания искусства древности не утратили власти над людьми сегодня. Они поражают и радуют, раскрывают таинственные, увлекательные страницы ушедшей жизни. И если когда-нибудь, через много веков люди найдут статую «Рабочий и колхозница», выполненную советским скульптором В. И. Мухиной, они подумают о нас с вами, — о счастливых советских людях. Такова волшебная сила искусства.
Шедевры искусства создаются редко. Они возникают лишь тогда, когда могучий поток жизни устремляется вперед, сокрушая старое, порождая новые, невиданные ранее формы жизни.
Такой исторической вехой в судьбах современного человечества было появление первого в мире советского социалистического государства. Впервые в истории люди труда стали подлинными хозяевами своей земли, всех богатств ее, впервые в истории человечества плоды труда стали достоянием создателей. В это время и родился один из шедевров советского искусства — скульптурная группа «Рабочий и колхозница».
Фигуры юноши и девушки венчали здание павильона Советского Союза на Международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь», открывшейся в Париже летом 1937 года.
Советский Союз получил приглашение на эту выставку еще в 1936 году. Было отведено место для строительства павильона. Здание проектировал архитектор Б. М. Иофан. Он говорил:
«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма, когда труд есть дело чести, дело доблести и геройства. Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это павильон Советского Союза».
В воображении архитектора рисовалось красивое легкое здание. Уступами поднималось оно над зеленью парка, стремительно врезаясь в небо центральным пилоном. И, словно взлетая по этим гигантским ступеням, с самой высокой точки устремлялись ввысь рабочий и колхозница, гордо поднимая над головой серп и молот. Их фигуры должны быть светлыми, легкими.
И мечта стала явью. Пятиступенчатый красавец-павильон поднялся над Сеной. Его центральный пилон, облицованный внизу красновато-коричневым газганским мрамором, таял в вышине, сливаясь с небом и далью. Мраморные плиты постепенно светлели кверху. Двадцатичетырехметровая скульптура вознеслась на тридцатитрехметровую высоту. Она казалась парящей в воздухе. Юноша и девушка в неудержимом порыве устремились вперед. Радостны, одухотворены их лица. Красивые сильные фигуры рассекают воздух, поднимая ввысь эмблему труда — серп и молот. Широкий шаг их уверен и тверд. Сильным и властным движением отброшенных назад рук люди словно утверждают свою власть над землей. Встречный ветер овевает их лица, играет легкими прядями волос, струится в складках одежд, скользит по упругим, исполненным жизни телам и уносится вдаль...
Вперед и вверх направлено это могучее, неукротимое движение. Оно подчеркнуто развевающимся шарфом, подхваченным девушкой и повторяющим своим изгибом, горизонтали пилона. В ритме волн его движения бьются на ветру и фартук юноши, и легкий девичий сарафан. От центра поток складок сбегает к бокам и в бурном вихре крутится сзади.
Каждая новая точка зрения обогащает впечатление. Если с фасада воспринимается главным образом устремленность вверх, то слева сильнее чувствуется движение вперед, властная сила, неукротимая энергия, не знающая преград. Но сила эта светлая, чистая и прекрасная. Плечо к плечу идут вместе молодые люди нашей страны, шаг за шагом приближаясь к цели, к осуществлению большой и прекрасной мечты. Это мечта о счастье. Кажется, что они уже видят его, высокое счастье — свободный труд.
Пафос созидания, утверждение красоты и величия устремлений строителей социализма нашли живое и яркое воплощение в этой группе. Ее признал весь мир и поклонился ей. Потоки восторженных отзывов говорили об этом. Французский писатель и прогрессивный деятель Ромен Роллан писал: «На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и поведет их к победе».
Создание скульптурной группы «Рабочий и колхозница» — своего рода творческий подвиг художника — выдающегося мастера советской скульптуры Веры Игнатьевны Мухиной. Она вышла победительницей в состязании с крупнейшими ваятелями страны. Ведь в конкурсе на скульптуру для советского павильона приняли участие И. Д. Шадр, В. Н. Андреев, М. Г. Манизер. Лучшим был признан проект В. И. Мухиной. Ее группа наиболее ярко и образно воплощала идею торжества всего советского строя, победу социалистического государства.
«Мне хотелось передать в этой группе тот бодрый и мощный лорыв, который характеризует нашу страну. Группу хотелось дать легкую, стремительную, полную воли и движения, сметающую все препятствия на своем пути... Образы для воплощения зтой мысли придумывать не пришлось, — они всюду вокруг нас, бодрые и уверенные в своем деле и в своей победе», — писала В. И. Мухина. Увлеченная высотою идеи и благородством замысла, В. И. Мухина творчески подошла к его воплощению. Она не повторила предложенного архитектором «восхождения» фигур, но дала им стремительный, гигантский шаг вперед, сохранив при этом их устремленность ввысь.
Был сделан небольшой макет павильона, на котором как бы «примерялась» скульптурная группа. Делались многочисленные варианты. В первых эскизах мужская фигура была обнаженной; юноша и девушка шли полуобернувшись друг к другу. В окончательном варианте обе фигуры развернуты фронтально, их взоры устремлены вперед — в ту счастливую даль, которая уже видна молодым. У них одна цель — и скульптор связывает фигуры общим движением — могучим шагом и победным жестом рук, вздымающих эмблему труда.
Глубокое раздумье, непрерывные творческие поиски в течение многих месяцев...
С каждым днем четче откристаллизовывался замысел, нарастала потребность в его пластическом выражении. Но не было для скульптора ни на земле, ни в богатом творческом воображении ничего прекраснее простого советского труженика! Повсюду, где бывала В. И. Мухина, а она много путешествовала по стране в то время, художница видела, как хорошеет, расцветает Родина, поднятая трудом и энтузиазмом народа, встречала замечательных людей.
Путешествуя по Волге в 1936 г., она побывала на крупнейших заводах Ярославля, Горького, Рыбинска, Казани, Куйбышева; видела, как живут и работают люди в приволжских колхозах. Народ завершал вторую пятилетку. Жить становилось все легче и радостнее. Хотелось трудиться еще лучше — люди ясно видели чудесное завтра своей страны, крепко верили в правильность избранного пути.
Вместе с ними жила и творила художница, среди них черпала она вдохновение, в их среде нашла жемчужину своего лучшего произведения — образы рабочего и колхозницы. Они выполнены с натуры. Кузнец московского завода и молодая колхозница позировали для окончательного варианта.
Жизненная конкретность образов сделала ненужной обнаженную фигуру, и кузнец получил свой обычный рабочий костюм, а девушка — сарафан, совсем такой, как все тогда носили.
Но сила искусства не в том, чтобы скрупулезно, точно воссоздать кусочек жизни. Это может сделать и хороший ремесленник. Искусство концентрирует в произведении наибольшее количество черт, характерных для изображаемого явления, часта преображает действительность. Так, фигуры рабочего и колхозницы у Мухиной выросли до 24,5 метров. Исполинские лица, руки и тела незачем было дробить точным перечислением мышц и связок — и они даны обобщенно.
На 33-х метровой высоте трудно различить портретные черты — их красивые лица не несут резко индивидуальных особенностей. Страстность художника, его убежденность в неодолимости прогресса налили фигуры титанической силой, сообщили им ураганный порыв, управляемый светлым разумом и доброй волей. Светлое, доброе, чистое поднялось над землей... Эта мысль подсказала и материал — легкий, светлый. Это была еще никогда не применявшаяся в скульптуре нержавеющая хромо-никелиевая сталь.
Так, сохранив полную конкретность и жизненную достоверность образов, В. И. Мухина создала произведение большого монументального стиля. Оно насыщено пафосом гуманной идеи о прогрессе человечества.
Проект принимала и утверждала специальная правительственная комиссия.
Необычный материал скульптуры требовал экспериментов — никто не знал, как будет выглядеть на фоне неба статуя с блестящей стальной поверхностью, никто не делал таких больших и одновременно легких фигур из стали, никто не знал, как можно быстро увеличить в 15 раз небольшую модель высотой в 165 см.
Но у нас такое правило: если трудно одному — помогут все. Так и на этот раз: скульптору помогали и ученые, и астрономы, и металлурги, и конструкторы, и дружный коллектив рабочих завода Центрального научно-исследовательского института машиностроения и металлообработки, которому было поручено сооружение статуи.
На завод привезли гипсовую модель. Точными приборами ее разделили на пояски шириной в 1 см, которые затем по частям увеличили в 15 раз. По ним сделали деревянные формы, дававшие негативное изображение отдельных деталей фигур. В них укладывалась листовая сталь от 0,5 до 1 мм толщиной. Она выколачивалась и выдавливалась там, принимая форму скульптуры. Листы сваривались, скреплялись внутри металлическим каркасом.
Инженер П. Н. Львов сконструировал специальные сварочные машины. Фигуры выполнялись по частям в сборочном цехе.
А на заводском дворе сооружались могучие железные каркасы, которые должны были соединить детали фигур. Очень трудно пришлось конструкторам с каркасом для развевающегося в воздухе шарфа: ведь он был длиною 30 метров и весил 5,5 тонн!
Вспоминая эти дни, В. И. Мухина писала: «Февраль и март в этот год не были ласковы, солнечных дней почти не было — то мороз, то дождь, то вьюга. Каркас и леса обледеневали, но неуклонно росли два гиганта и покрывались сталью... Ноги стали на место, оделись торсы, руки проплыли по воздуху и слились с телом; были укреплены головы и, наконец, две руки со скрещенным серпом и молотом увенчали передний фасад статуи... По ночам статуя светилась от обильных каскадов искр. Это сварщики варили каркасы внутри или автогеном резали сталь. То, что пугало вчера, стало родным сегодня: сталь, которой мы так боялись в самом начале, сейчас подчинилась нам. Иногда неудачную деталь целиком вырезали автогеном и тут же, без деревянных форм, на глаз лепили из стали. Наконец, последняя часть села на место, композиция замкнулась, и шарф взлетел на воздух».
Нержавеющая сталь оказалась прекрасным материалом для скульптуры. Ее пластические свойства были проверены: предварительно изготовили голову «Давида» Микеланджело. Учесть вффекты различного освещения, отчего блестящая сталь меняет окраску, помог Московский планетарий; здесь скульпторам показали цвет парижского неба с весны до осени — в период работы выставки.
Так в содружестве с наукой и техникой искусство победило. Скульптурную группу повезли в Париж. Она весила 75 тонн и заняла 28 платформ. За 11 дней пять инженеров и двадцать рабочих подняли все 65 частей гигантской скульптуры на 33-х метровую высоту центрального пилона и здесь же сварили их. Мухина с помощницами руководила работами, целые дни проводя в поднебесье. Наконец леса были сняты. Мир увидел замечательное произведение советского искусства, которое заняло достойное место среди мировых шедевров.
Творческий подвиг В. И. Мухиной был высоко оценен нашим народом и правительством. Скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени, удостоили Государственной премии.
Статуя «Рабочий и колхозница» сейчас установлена перед входом на Выставку достижений народного хозяйства в Москве. Она символизирует непобедимость свободного труда на свободной мирной земле.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.      Производим театральные кресла с пюпитром в Уфе.