Л. В. Шервуд (1871—1954) «Часовой»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Свое пятнадцатилетие Красная Армия отмечала в период, когда советская страна успешно строила социализм, когда с каждым днем крепло первое в мире социалистическое государство.
Враги мира и прогресса стремились задушить все светлое и большое, что дала человечеству Октябрьская революция. Империалисты готовились к новому нападению на СССР. Но надежно охранялись границы Советского Союза. Плоть от плоти народа Красная Армия крепла вместе со страной.
Пятнадцатилетний юбилей Армии стал всенародным праздником. Художники приветствовали это событие созданием интересных произведений, которые были экспонированы на специально организованной в Москве в 1933 году выставке «XV лет РККА». Это была одна из крупнейших выставок того времени: в ней участвовало 500 художников, представивших более 800 произведений. За три месяца выставку посетило 500 000 человек!
Живопись, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства рассказывали увлекательную повесть о бойцах и командирах Красной Армии, о ее героических подвигах в годы гражданской войны, о труде, учебе и отдыхе бойцов в мирные дни. В то время в скульптуре были очень распространены сложные, многофигурные композиции. Изображались и восстание на броненосце «Потемкин», и события Октября, и героический Чонгарский прорыв, и конница в атаке, и пограничники на страже, и красноармейцы на субботнике в колхозе, и минеры, и летчики, и командиры на параде и в бою — скульпторы стремились показать все стороны новой народной армии.
Но была на выставке скульптура, которая в одной фигуре олицетворяла все вооруженные силы мирной советской страны,— статуя Л. В. ^Шервуда «Часовой». Ее не случайно поставили перед входом в экспозиционные залы — она сразу вводила зрителя в круг образов, с которыми ему предстояло познакомиться.
...Массивная цементная фигура часового в шлеме и тулупе поднималась несокрушимой скалою над невысоким постаментом в виде кирпичной кладки. Часовой крепко сжимал винтовку, устремляя вдаль зоркий взгляд.
Все так просто и ясно — красноармеец стоит на страже. Но столько силы было в спокойном напряжении его фигуры, столько упорства в простом лице, так пронизывал взор бесконечные дали, что образ часового приобретал типические черты воина советской страны и воспринимался как символическое воплощение всей Армии.
Простым и ясным языком пластических форм скульптор выразил глубокую идею о новом человеке, который всем существом своим предан Родине и защищает мирный труд на родной земле как свое самое дорогое, самое сокровенное. Кирпичная кладка под ногами — тоже своего рода символ — символ мирного созидания.
Стремясь к доступности и ясности выражения этой идеи, скульптор не усложнял композицию мелочными деталями, не копировал с буквальной точностью случайные складки шинели и тулупа, не воспроизводил швов на сапогах и шурупчиков на винтовке и вместе с тем не впадал в схематизм или ложный пафос условной героики.
Сила выразительности «Часового» была в его правдивости, в художественной концентрации впечатлений, полученных скульптором в жизни. Вся статуя легко охватывается взором. Очень материально выглядит и овчина тулупа и жесткое сукно шлема и шинели, но это не помешало скульптору сохранить цельность и монолитность всей статуи. Кажется, что она создав на единым дыханием, каким-то огромным внутренним подъемом, который скульптору удалось вложить в суровые формы цементной фигуры. История создания скульптуры подтверждает это.
Получив приглашение участвовать на выставке, Шервуд предполагал выполнить композицию из трех фигур, изображающую жанровую сцену отдыха: солдат и матрос играют в шахматы, а физкультурник наблюдает за ними. Но стремление к выражению глубокой, обобщающей идеи толкало на поиски образа большей емкости. Скульптор отказывается от изображения бытового эпизода и задумывает статую часового, охраняющего социалистическую стройку. Представленный им эскиз был утвержден.
Условия работы в те годы были трудными. В холодной мастерской оказалось невозможным выполнить большую модель в глине, как это делалось обычно. И скульптор лепил огромную фигуру (высота статуи 2,5 метра) прямо из гипса, что создало дополнительные трудности — ведь гипс очень быстро высыхал, не давая возможности что-либо изменять. Однако в короткий срок фигура была закончена. Образ часового, охраняющего стройку, в процессе работы обогатился новым содержанием: теперь это был советский воин, охраняющий завоевания великой пролетарской революции.
Только огромный опыт и высокое профессиональное мастерство, умноженные на талант и вдохновение, помогли шестидесятидвухлетнему скульптору создать это произведение.
Статуя «Часовой» имела большой успех и сразу вошла в сокровищницу советского искусства как одно из первых, лучших произведений социалистического реализма. Гипсовые отливки ее хранятся в крупнейших музеях Советского Союза, а цементная фигура установлена в парке Центрального Дома Советской Армии имени М. В. Фрунзе в Москве.
В те годы метод социалистического реализма уже окончательно утвердился в искусстве, оказывая благотворное влияние как на растущую художественную молодежь, так и на мастеров старшего поколения. К моменту создания «Часового» за плечами скульптора был большой творческий путь. Леонид Владимирович Шервуд родился в 1871 году в семье О. В. Шервуда — академика живописи, занимавшегося также архитектурой и скульптурой. Он получил хорошее художественное образование. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Академии художеств, изучал памятники мирового искусства в Италии, Франции. Еще в студенческие годы он работал в народной школе за Невской заставой — обучал рисованию работниц фарфорового завода.
Для рабочей читальни этого района Шервуд исполнил одну из первых самостоятельных работ — бюст А. С. Пушкина.
В дореволюционные годы Шервуд создал ряд скульптурных портретов (академика А. М. Бутлерова, артистов Мариинского театра И. А. Мельникова и Ф. А. Стравинского, а также надгробия Г. И. Успенскому, Н. Г. Гарину-Михайловскому). В 1914 году в Кронштадте был установлен выполненный им памятник адмиралу С. О. Макарову.
После Октябрьской революции Шервуд принимал деятельное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Он был автором первого памятника, воздвигнутого по этому плану в Петрограде, — памятника А. Н. Радищеву, затем выполнил памятник А. И. Герцену.
В 20-е годы в Ленинградском университете была установлена скульптурная полуфигура Д. И. Менделеева работы Шервуда. В это же время он выполнил бюст погибшего в Польше советского полпреда П. Л. Войкова.
В 30-е годы Шервуд создал ряд надгробий, свое лучшее произведение — статую «Часовой» и фигуру молодого рабочего — «Тяжелая индустрия» для выставки «Индустрия социализма».
В годы Великой Отечественной войны скульптор работал над композициями патриотического содержания, в послевоенный период — над портретами и проектами памятников И. Е. Репину, П. М. Третьякову, И. И. Мечникову.
Большую творческую работу Шервуд сочетал с педагогической деятельностью. Правительство высоко оценило заслуги старого мастера — в 1946 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Скульптор был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.