Художник П. П. Кончаловский (1876—1956)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


«Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы», — писал художник Кончаловский. Творчеству Петра Петровича Кончаловского свойственно радостное, красочное восприятие мира.
Когда смотришь на картины Кончаловского, ощущаешь бьющую ключом, кипучую и вольную жизнь, оптимизм которой так заражающе действует на зрителя...
Художник пишет золото осеннего пейзажа и сверкающую белизну русской зимы, цветущие фруктовые сады Крыма и изумрудную зелень кавказских долин. Он передает свежесть и сочность южных плодов, чуть тронутых утренней росой, тонкое очарование скромных букетов полевых цветов и сказочное великолепие пунцовых роз, густой лиловой сирени и нежных пионов... Неповторимые особенности человеческих характеров и мельчайшие различия и оттенки в окраске и фактуре предметов, в нежных красках цветов и плодов — все было подвластно его живописи, его таланту.
Для художника все было наполнено особым смыслом, все было ценно... Он был самозабвенно, страстно влюблен в жизнь, в людей. Труден был творческий путь Кончаловского. Он прошел и через увлечения формалистическими течениями, создавал условные кубистические пейзажи...
Только Великая Октябрьская социалистическая революция наполнила искусство художника новым содержанием, пробудила в нем живой интерес к родным темам, к чудесной красоте русского пейзажа.
Летом 1926 года Кончаловский жил в рыбацкой избе на Ильменском озере. Жизнь среди народа, изучение его быта помогли художнику при выборе темы. Он решил запечатлеть простые сцены из народной жизни. Так родилась картина «Возвращение с ярмарки», находящаяся сейчас в ленинградском Русском музее.
...Быстро бежит лошадь по песчаной дороге. В телеге — крестьяне. Каждого из них художник наделил острой выразительной характеристикой. Здесь и кряжистый босоногий мужик в расстегнутой красной рубахе, с лукавым прищуром глаз, и слегка подгулявший парень в новых сапогах, и молодая женщина, смиренно опустившая голову, повязанную цветным платком...
Художник как бы утверждает русский национальный тип, близкий образам великих творений древних мастеров, которых так много изучал художник.
Постоянный интерес художника к человеку выразился в создании целой серии портретов. Одним из первых был «Автопортрет с женой». Уже здесь проявились характерные для его творчества особенности — богатство и щедрость цветового решения. Но не удалось еще главное — не было психологической глубины образов.
Кончаловский много и напряженно работал, искал, экспериментировал, вглядывался в жизнь, изучал ее внимательным и зорким глазом художника.
«Вся жизнь художника, — писал он, — должна быть непрерывной цепью наблюдений и впечатлений. Он всегда должен оглядываться по сторонам, без конца смотреть все новое и новое... Смотреть, смотреть надо все живое и настоящее, высматривать героику и пафос в самом обыденном ...»
От пейзажа к пейзажу, от портрета к портрету росло мастерство, углублялась трактовка образов... Он стремился найти для своих полотен такой Живописный язык, который бы отличался классической простотой, ясностью, совершенством и в то же время был послушным, гибким инструментом для воплощения чувств и мыслей человека наших дней.
Художник писал портреты людей, духовно близких ему, хорошо знакомых, черты которых он имел возможность изучать изо дня в день в течение долгих лет.
Так, в 30—40-е годы появились портреты его жены О. В. Кончаловской, дочери Наташи, писателей В. Иванова и А. Фадеева, поэта С. Михалкова, драматурга К. Тренева, композитора С. Прокофьева, народной артистки А. Степановой, заслуженной артистки В. Дуловой, Героев Советского Союза А. Юмашева и А. Осипенко.
Не удовлетворяясь передачей чисто внешних черт, Кончаловский стремится к более глубокому раскрытию внутреннего облика советских людей.
Для каждого портрета он находит свое живописное и композиционное решение, выявляя духовное содержание человека. В эти же годы появляются знаменитые «Сирени» Кончаловского, которые потом с каждой весной на протяжении многих лет будут привлекать внимание художника. Он станет поистине певцом этих скромных и милых, любимых всеми цветов.
Он пишет сирень свежую, утреннюю, еще сохранившую капельки росы на ароматных, тяжелых кистях, пишет в вазах или просто груду срезанных веток на фоне окна или бревенчатых досок террасы. Его сирень полна поэтической прелести, светлой радости... Когда смотришь на «Сирени» Кончаловского, на душе становится чисто и хорошо.
Художник не выписывает каждый цветок или лепестки. Когда приглядишься к его живописи, кажется — это какое-то волшебство. Вблизи все сливается воедино, видишь только красочные мазки разнообразной формы. Но стоит отойти немного от картины... И сирень оживает... Воздух как бы наполняется густым и пряным ароматом, ветки становятся словно осязаемые, сочные, тяжелые...
Художник пишет лепесток одним движением кисти, казалось бы, так просто и легко, что только диву даешься. Но эта простота достигнута большим мастерством, упорным трудом. Он смело обобщает, отказываясь от иллюзорной выписанности деталей, но обобщенность эта основана на вдумчивом внимательнейшем изучении натуры.
В дни Отечественной войны им были созданы портреты Героев Советского Союза, большая жанровая картина «А где здесь сдают кровь?»
В послевоенные годы с особым блеском развернулся щедрый талант художника.
Пейзажи «Ранняя весна», «Рябина», натюрморты «Апельсины», «Мятая бумага», «Подсвечник и груша», декорации к опере «Кармен» в Большом театре, картины на темы колхозного труда: «Сенокос», «На полдни». В какой только области не работал художник! Его искусство не увядало с годами. Оно лишь обретало новое содержание, питаясь впечатлениями и образами нашей вечно молодой и обновляющей жизни.
Может быть, не все было равноценно в искусстве Кончаловского. Были срывы и неудачные работы. Но не в них суть.
Главное, что дорого нам в творчестве художника, что принесло ему широкую известность, — это неиссякаемая любовь художника к русской природе, к советским людям, стремление воспеть могучую и многообразную красоту жизни.
Большую, содержательную, наполненную неустанным творческим трудом жизнь прожил этот замечательный художник. В 1922 году Кончаловскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, а в 1946 году звание народного художника РСФСР. До последних дней своей жизни художник не прекращал работы.
Радостное и светлое искусство Кончаловского — ценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.