Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — художник и общественный деятель


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


...Бывают годы, когда холода наступают непривычно рано, и золотая крона деревьев внезапно покрывается сверкающим пушистым снегом. Это изумительное сочетание ярко-желтой листвы и ослепительного белого снега, серого сентябрьского неба и серебристых от инея тонких стволов березок создает ощущение волшебно-чарующей сказки.
Смотришь и не веришь... Все реально, как это бывает в самой действительности, и вместе с тем сколько поэзии!
Это захватывающее зрелище передано художником И. Э. Грабарем с такой жизненной правдой, так непосредственно, что его картина «Октябрьский снег» явилась в русской живописи новым словом, обогащающим наше представление о природе.
Стремление к поэтичности, лирической взволнованности всегда было отличительной чертой русской пейзажной живописи. Неисчерпаема, безгранична жизнь природы, и каждый художник в силу своих способностей и таланта своим поэтическим видением и чувством воспринимает ее особую, неповторимую прелесть, подмечает новые характерные черточки ее состояния.
Художником-поэтом русской природы был Игорь Эммануилович Грабарь, начавший свой путь в искусстве еще в предреволюционные годы.
Звонкость и чистота февральского неба с его особой синевой, удивительная прозрачность холодного воздуха («Февральская лазурь»), усеянные шапками птичьих гнезд плакучие березы в январский день («Грачиные гнезда»), серебряные зимние просторы и сиреневые переливы на снегу — все это волновало, все это было близко сердцу художника, чуткого к бесконечной поэзии русской природы.
Художника покоряли красочность и богатство цветовых отношений в природе. Он продолжил и развил лучшие традиции русской пейзажной живописи, традиции Левитана, Серова, Коровина. Он обогатил свою палитру изучением цветовых и свето-воздушных достижений искусства французских импрессионистов.
Картины Грабаря «Мартовский снег», «Белая зима», «Февральская лазурь» свидетельствовали о влюбленности художника в родную природу, о поисках им типичной выразительности русского пейзажа. Эти картины не только определили его собственное творческое становление как художника, но и способствовали дальнейшему развитию пейзажного жанра.
После Великой Октябрьской революции творчество Грабаря вступило в новую полосу своего развития. Путешествуя по Волге и Оке, изучая подмосковную природу, Грабарь продолжал работать над пейзажами.
«Ясный осенний вечер» (1923).
...С высокого берега, поросшего кустарником, открывается вид на далекие просторы полей, уходящих к горизонту. Среди низких зеленых берегов и золотистого пляжа извивается синяя лента реки, теряясь в вечерних сиреневых далях.
Красноватые лучи заходящего солнца освещают осеннее золото листвы, переливаются на светлой зелени, отражаются в зеркальной воде тихой речки.
Картина наполнена очарованием первых осенних дней, когда краски природы еще не успели утратить своей свежести и яркости. На фоне безоблачного синего неба красиво выделяются красновато-золотая, сверкающая на солнце листва деревьев, зелень кустарника и прибрежной травы.
Сочность, звучность красок, смелое сочетание синих, желтых,, зеленых, золотых, красных тонов великолепно раскрывает цветовое богатство русской природы в этой картине.
Художник стремился выявить в родной природе свойственную ей декоративность и торжественную величавость. Отсюда характерная для художника устойчивость композиции, гармония цветового решения.
Много работал Грабарь и в области портрета. Это не случайно. Великая советская эпоха, формирующая нового человека, предъявляла к искусству свои требования. И прежде всего надо было запечатлеть образ советского человека, созидателя новой жизни.
«Высшее искусство, — писал художник в эти годы, — есть искусство портрета».
Грабарь создал целую галерею портретов выдающихся советских деятелей, представителей научной и художественной, интеллигенции, советской молодежи.
Одним из лучших по силе характеристики образа является: портрет академика С. А. Чаплыгина (1935).
...Из-под сурово сдвинутых бровей на нас смотрит острый проницательный взгляд умных и внимательных глаз. Седые волосы, глубокие складки у переносья, короткая седая бородка, широкий крупный нос, — индивидуальные особенности внешнего облика человека бережно сохраняются художником. Они помогают раскрыть всю многогранность и глубину его внутреннего содержания. Простота, естественность позы, выразительность жеста руки, опирающейся о стол, скромность костюма — все подчинено основной задаче — показать главное, определяющее в духовном облике изображаемого человека.
Но за внешней непритязательностью и скромностью ощущается незаурядная личность, чувствуется биение пытливой мысли ученого». Как правило, Грабарь не навязывает зрителю своей оценки изображенного им человека, но всем строем художественного воплощения дает ее почувствовать.
Благородно цветовое решение портрета, поражающее нас богатством оттенков серого цвета. В темно-серых тонах написан костюм. В 1938 году на Всемирной Парижской выставке этот портрет был удостоен высшей награды.
Особой поэтической одухотворенностью отличаются портрет Светланы (1933) и портрет сына (1935).
В основе портретного искусства Грабаря лежит поэтически ясный взгляд на человека, умение увидеть за внешней простотой и скромностью благородство чувств, сложность внутреннего мира и раскрыть их так, «чтобы зрителю не бросались в глаза ни приемы, ни мастерство, ни даже живопись, но чтобы он просто чувствовал трепет, красоту и дыхание жизни».
В 1927 году он начал работать над картиной «Ленин у прямого провода».
Образ В. И. Ленина, героика революционных событий вдохновляли художника. Он мучительно и долго искал необходимую композицию, изучал исторические материалы, знакомился с обстановкой комнаты В. И. Ленина в Совнаркоме. Только в 1933 году И. Э. Грабарь закончил картину.
...Прошла беспокойная, тревожная ночь. Рассвет застал Владимира Ильича на ногах. Стоя посредине коридора, он диктует ответ. Юноша, сидя за телеграфным пультом, восторженно слушает Ленина. Секретарь просматривает телеграфную ленту. На диване спит сменный телеграфист.
Во всех деталях картины, в убедительной трактовке образов, в передаче характерных особенностей обстановки ощущается значительность и важность происходящих исторических событий.
В 1938 году художником была написана картина «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина, 1920 т.», которая также отличается реалистической правдивостью и задушевностью.
В годы Великой Отечественной войны Грабарь не прекращал своей деятельности. Он создал целый ряд портретов виднейших деятелей искусства, написал пейзажи, раскрывающие красоту русской природы.
Но Игорь Эммануилович Грабарь не только художник. Многогранны и разнообразны его творческие интересы. Общественный деятель, архитектор, редактор, писатель, историк, - критик искусства — таков далеко не полный перечень разносторонних занятий Грабаря. И в каждой области он выступал как профессионал, проявляя неистощимую энергию, творческую изобретательность, широту и глубину знаний, а главное — безграничную любовь к тому делу, которым он в данный момент занимался.
Большое место в его жизни занимала литературная дея» тельность. Изучая историю русского искусства, Грабарь выступает как блестящий искусствовед и пропагандист. Его перу принадлежат ценнейшие исследования — монографии о творчестве Серова, Репина, Андрея Рублева, Феофана Грека и многих других художников.
С 1903 года Грабарь начал работать над созданием многотомной истории русского искусства. И в этой деятельности он проявил себя как неутомимый организатор, редактор и автор ряда важнейших глав по истории живописи и архитектуры. Эта издание, осветившее самобытную прелесть древнерусского искусства и его значение в истории мирового искусства, сыграло огромную роль во всестороннем изучении культурного наследия русского народа.
В 1913 году Грабарь был назначен попечителем Третьяковской галереи, а с 1918 года по приказу Советского правительства он стал ее директором. Неоспорима его большая заслуга в деле создания новой научной экспозиции, которая давала зрителям ясное представление об историческом ходе развития русского искусства.
«Картины висели, как попало, с пола до потолка, — вспоминал Грабарь, — крошечные этюды находились рядом с огромными холстами. Произведения одного и того же художника были размещены вразброд по залам в разных концах галереи».
Не считаясь со всеми препятствиями и трудностями, которые возникали при перевеске картин, И. Э. Грабарь настойчива проводил в жизнь и осуществлял новый научный план экспозиции.
Годы Октябрьской революции с их гигантским размахом культурного строительства были особенно благоприятны для раскрытия всех творческих возможностей Грабаря.
Советское правительство возложило на художника руководство Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины и Центральными реставрационными мастерскими. Многие замечательные памятники были открыты и сохранены при активном участии Грабаря.
До последних дней жизни Грабарь не прекращал творческой и общественной деятельности. Являясь действительным членом Академии наук СССР, Академии художеств СССР, Грабарь с 1944 года возглавлял Институт истории искусств Академии наук СССР, выступал с докладами и научными сообщениями, редактировал статьи и очерки, писал картины...
Таков яркий и многогранный талант этого замечательного мастера советского искусства.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.