К. Ф. Юон (1875—1958) — певец родной земли


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


«Когда в юные годы мне приходилось вступать на почву Московского Кремля, мною овладевало большое душевное волнение...
...Чувство глубокого подъема, повышенного душевного состояния и повышенной работы воображения меня до сих пор всегда охватывает при соприкосновении с памятниками древней архитектуры как живой свидетельницы исторических событий народной жизни, борьбы, страданий и радостей родного народа», — писал К. Ф. Юоы в своих воспоминаниях.
Через всю жизнь и творчество пронес художник неугасимую любовь к своему родному народу, к его истории, к древней самобытной архитектуре.
Москва, где родился и вырос художник и прошли его лучшие годы, явилась для Юона источником постоянного творческого вдохновения. Здесь сформировались и окрепли его интересы, проявился талант.
Величавые и торжественные стены Кремля, стройные башни явились свидетелями грандиозных исторических событий; здесь в суровые дни 1917 года сражались революционные отряды Красной гвардии, а после победы Октября гремела музыка сводных оркестров и чеканя шаг по Красной площади проходили воины Советской Армии.
Запечатлеть это, сохранить для потомства облик меняющейся на глазах Москвы — стало задачей художника.
...Холодный зимний день. На фоне серого сумрачного неба высится башня Кремля. Отгремел последний бой. Отряды революционных рабочих через Троицкие ворота вступают в Кремль. Архитектурный образ Кремля органически входит в композицию картины и помогает передать напряженную драматическую атмосферу тех дней...
Одну за другой создает Юон картины, посвящая их революционным событиям: «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота» (1926) или «Вступление в Кремль через Троицкие ворота» (1927) и многие другие.
Художник был свидетелем этих событий и поэтому сумел с такой документальной тщательностью и подлинной взволнованностью рассказать о них на своих полотнах.
Целый цикл картин Юона отображает Октябрьские события в Москве, штурм Кремля. Среди них: «Проводы рабочих на фронт» (1927), «Взятие Кремля» (1929).
Характерно, что если ранее, в дореволюционные годы Юон в основном выступал как мастер пейзажной живописи, то после революции он начал работать над созданием больших композиционных полотен. Исторические памятники архитектуры, которые раньше были основным объектом изображения художника, теперь становятся в его картинах, скорее, фоном, или, вернее, местом действия. Наибольшее внимание художник уделяет показу народа, его борьбы, его активной деятельности. Народ для художника в лучших его полотнах — не безликая толпа, а коллектив, спаянный единством интересов. Юон умеет выделить среди массы людей характерные яркие индивидуальности.
Интерес к новому советскому человеку побудил Юона обратиться и к портретному жанру. В эти годы он создает первый коллективный портрет «Заседание Никитинских субботников», лишет большое полотно «Первое появление Ленина в Смольном», картину «Подмосковная молодежь». Главным для художника становятся поиски типической выразительности образа нового советского человека.
Юон живет богатой полнокровной жизнью своего народа. Все, что происходит вокруг него, волнует художника. Не было, пожалуй, ни одного сколько-нибудь значительного исторического события в нашей стране, которое бы не запечатлел художник на своих полотнах.
«Чувство своей современности, — говорил К. Ф. Юон, — драгоценнейшее свойство художника, без которого искусство мертво для современников».
В траурные январские дни 1924 года, когда весь советский народ с болью в сердце переживал великую тяжесть утраты — смерть Ильича, художник создал картину, посвященную этому событию, — «В те дни».
... Нескончаемый людской поток движется к Колонному залу, чтобы проститься с любимым вождем. Черными траурными полотнищами закрыты колонны светло-серого, словно побелевшего от мороза, здания. Низко нависли темные свинцовые тучи. Кажется, что и природа в этот морозный январский день скорбит вместе с людьми. В благородных серых тонах решена эта тонкая по живописи акварель. Черные полотнища и красные знамена с траурными полосами, введенные в картину, лишь усиливают ее торжественное скорбное звучание.
... Парады на Красной площади. Как увлекает художника эта тема! Как много живописных, ярких полотен посвятит он торжественному шествию строителей нового мира!
Юон присутствовал на самом первом параде в пятую годовщину революции, в 1922 году. Эту первую демонстрацию и запечатлел художник в картине «Парад Красной Армии».
Неоднократно на протяжении всей своей жизни Юон будет обращаться к этой теме. В 1929—1930 гг. Юон писал также парады войск на Красной площади, которые, как он говорил, восхищали его «своей организованностью, строгой дисциплиной, геометрическим порядком в расстановке войсковых частей и новой военной формой».
... По заснеженной площади мимо зубчатых кремлевских стен стройными рядами идут войска. Звучит победная музыка. Над площадью стремительно проносится эскадрилья советских самолетов. Величественно высится вдали храм Василия Блаженного как немой свидетель героической славы народа. Ввысь устремлена пятиконечная кремлевская звезда.
Сколько боевого энтузиазма, мужественной силы в четком ритме движущихся колонн, в чеканном шаге воинов! Как отличается этот парад своей организованностью и порядком от парадов первых лет революции! Последний раз парад на Красной площади художник писал в дни войны, когда Москва раскрылась для него в новом, необычайно грозном и величавом облике. Это были тяжелые и суровые годы. Враг подходил к Москве. В холодной нетопленой мастерской Юон продолжал работать.
Торжественным гимном силам народа, верой в его победу звучит картина художника «Парад на Красной площади 7 ноября 1941».
... Суровый день начинающейся зимы. Снегом занесена площадь. Грозно высятся стены кремлевских башен. В четком боевом марше мимо Мавзолея проходят полки. За плечами каждого бойца — винтовка и боевое походное снаряжение. После парада сразу на фронт. А фронт близко. Враг у ворот Москвы!
Художник верит в справедливость борьбы, в торжество победы. И этой оптимистической верой заражает зрителя.
Четкие ритмы башен и кремлевских стен, на фоне которых происходил боевой парад, входили в композицию картины, усиливая ее остроту и выразительность. Темное свинцовое небо, холодная стылость воздуха, заснеженные крыши — все это гармонировало с настроением тех грозных дней. Сопоставление красноватых по тону стен Кремля с холодным свинцово-серым небом вносило в пейзаж тревожную ноту, не нарушая, однако, общего эпически-величавого впечатления.
Так в дни войны и после нее Москва продолжала оставаться для художника тем животворным родником, который всегда питал его творчество.
Но не только исторические события, происходившие в Москве, привлекали Юона. Сколько чарующих своей поэзией пейзажей Москвы и Подмосковья написал он! Лирическое, проникновенное отношение к природе свойственно его картинам «Радуга», «Августовский вечер», «Летний вечер», «Мартовский вечер». Примечательно, что в этих пейзажах художника всегда привлекает не внешняя занимательность, а внутреннее содержание изображенного мотива.
В бесхитростном подмосковном пейзаже («Мартовский вечер») Юон сумел почувствовать тонкую поэзию и красоту природы, передать чувство покоя и умиротворения. А вот пейзаж «Конец зимы. Полдень» (1929).
... Все звенит, пробуждается в природе. Золотое солнечное марево словно окутало дальний лес. Густые светло-синие тени пролегли на снегу. Ввысь устремлены тонкие стройные стволы березок. На фоне голубого прозрачного неба слегка золотятся на солнце зеленые ели. Сколько свежести, непосредственности в этом весеннем, полном радостного пробуждения природы, пейзаже! Надо было хорошо знать, глубоко чувствовать природу, чтобы так проникновенно и взволнованно о ней рассказывать.
Каждой картине Юона предшествовала долгая работа на натуре. Этюды с натуры были для него тем необходимым подсобным материалом, на основании которого создавались его произведения. А в самой природе художник умел выбрать такие моменты, когда с наибольшей полнотой раскрывается ее состояние, ее настроение... В этом заключается одна из особенностей поэтического дарования Юона. Вот, например, одна из наиболее значительных пейзажных картин в творчестве художника «Начало весны».
... На розоватом фоне закатного неба ажурным кружевом выделяются потемневшие высокие липы... Синеет вдали дес. Догорает весенняя зорька. Свежая пушистая зелень листвы появилась на молоденьких березках, виднеющихся вдали. Все тихо. Наступил час покоя, когда все в природе отдыхает. Малиновые, иногда даже сиреневые краски первого плана постепенно тают, переходя в нежный изумрудный, а выше в голубой цвет чистого неба, в котором уже появился серебристый диск луны и зажглись первые звезды... Человека в картине нет, но он незримо присутствует здесь. Открытая калитка слегка покосившегося забора, застекленная терраса, домики вдали — все это помогает художнику воссоздать такую привычную, знакомую всем обстановку подмосковного дачного пригорода, что, кажется, ты сам не раз бывал в подобных местах. И вместе с тем, художник видит эту природу по-своему, глубоко индивидуально, сочетает конкретность деталей с обобщением и добивается подлинной эпичности в пейзаже. Этому способствует весь композиционный строй картины: низкий горизонт, ритмическое повторение вертикалей стволов лип и стройных елей.
После Великой Отечественной войны К. Ф. Юон тоже написал ряд превосходных пейзажей. Среди них «Русская зима». «Утро индустриальной Москвы». В этих работах художник продолжает развивать классические традиции русской пейзажной живописи. Многогранна деятельность Юона. Шестьдесят лет жизни отдал художник творческому труду в разных областях искусства и культуры. Он вощел в историю нашего искусства как талантливый мастер пейзажной и исторической живописи, как выдающийся художник-декоратор и, наконец, как общественный деятель и педагог.
Советское правительство высоко оценило заслуги художника, удостоив его звания народного художника СССР и наградив орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.