Искусство строителей социализма


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Тридцатые годы вошли в историю нашей страны как годы строительства социализма. «В невиданно короткий срок СССР превратился из отсталой аграрной страны в передовую индустриальную державу». «В деревне был создан колхозный строй, крупное социалистическое земледелие». В искусство пришел новый герой — строитель социализма.
Новые качества советского искусства проявились в самом методе, способе изображения действительности. В эти годы в искусстве побеждает и утверждается метод социалистического реализма.
Социалистический реализм требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей воспитания трудящихся в духе коммунизма. Писать правду — вот высшее требование социалистического реализма.
Советское правительство помогало художникам быстрее и тлубже овладеть методом социалистического реализма. Большое значение имели предоставляемые художникам творческие командировки. Отправляясь во все концы советской земли, художники видели большие перемены, происходившие в стране в те годы, встречались с замечательными людьми. Стремление воспеть это новое, передовое, развивающееся и стало основой творчества лучших мастеров советского искусства.
Ведущее место в искусстве 30-х годов заняли сложные тематические произведения на важные общественно-политические и историко-революционные темы, произведения о труде и быте советских людей. Новые черты появились в портрете и пейзаже: как и тематические картины, они были проникнуты духом героики и оказывали сильное идейно-художественное воздействие на зрителя. Большим вкладом в советское искусство 30-х годов было творчество Б. В. Иогансона. Его историко-революционные картины «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» — выдающиеся произведения советской живописи, имевшие важное значение для дальнейшего развития тематической картины.
Своеобразное, новое решение историко-революционной темы было предложено художниками Кукрыниксами.
Кукрыниксы — творческое содружество трех мастеров политической сатиры: М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова. Ранее выступавшие главным образом в области графики, в эти годы Кукрыниксы начинают работать и в живописи. Против врагов революции и советской страны направлены их острые, сатирические произведения из серии «Лицо врага» (картина «Старые хозяева»), «Утро».
Монументальные полотна о гражданской войне свидетельствуют об углубленной разработке этой большой темы. Продолжает работу над серией картин о Первой Конной армии М. Б. Греков. В эти годы создана лучшая среди них — «На Кубань».
В 30-е годы появились лучшие картины о В. И. Ленине. Исполненная романтического пафоса, картина А. М. Герасимова «Ленин на трибуне» передает единство вождя и народа.
Произведение И. И. Бродского «В. И. Ленин в Смольном» согрето чувством глубокого уважения и восхищения Лениным — великим тружеником, простым, скромным человеком. Стремление внести что-то свое в решение волнующей ленинской темы вдохновляло многих советских художников, работающих и в других жанрах.
И. Э. Грабарь—мастер старшего поколения, в эти годы пишет картины: «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина в 1920 году».
А. М. Герасимов, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь работали также и в области портрета, получившего в эту пору особенно широкое развитие.
А. М. Герасимов создал серию портретов общественных деятелей и лучших представителей советской культуры. Среди последних выделяются портреты известной артистки А. К. Тарасовой и балерины О. В. Лепешинской. И. И. Бродский создает свои самые удачные портреты: «Буревестник» — так художником назван портрет А. М. Горького на фоне грозного сурового моря — и «К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке» — своеобразный портрет в пейзаже, где окружающая природа играет важную роль в характеристике образа.
Однако самым крупным портретистом этого времени был М. В. Нестеров. Уже зрелым художником пришел он в советское искусство. Социалистическая действительность пробудила в нем стремление к изображению современников, и он создает целую галерею выразительных, очень, острых по характеристике и интересных по живописи портретов выдающихся деятелей советской науки и искусства. Лучшие среди них — портрет художников братьев П. Д. и А. Д. Кориных, портреты скульпторов В. И. Мухиной и И. Д. Шадра, архитектора А. В. Щусева. В них раскрыта красота человека, проявляющаяся особенно ярко в труде, в творчестве.
Над портретом работает и талантливый ученик М. В. Нестерова П. Д. Корин. Развивая лучшие традиции учителя, он ищет неповторимо индивидуальное в человеке, находя для его выражения особые художественные средства. Яркие образы современников создали в 30-е годы скульпторы В. И. Мухина (портреты А. М. Горького, архитектора С. А. Замкова), Н. В. Томский (портрет и статуя С. М. Кирова), а также И. А. Менделевич (портрет В. П. Чкалова), З. М. Виленский, Д. П. Шварц, С. Д. Лебедева. Образ советского воина — защитника мирного труда советских людей — создал Л. В. Шервуд в статуе «Часовой» («На страже»), исполненной для юбилейной художественной выставки к пятнадцатилетию Советской Армии.
Героический пафос социалистической эпохи нашел яркое воплощение в памятниках монументальной скульптуры. Осуществление ленинского плана монументальной пропаганды в 30-е годы идет особенно интенсивно. По всей стране устанавливаются памятники, оформляются грандиозные архитектурные ансамбли, вестибюли и станции Московского метрополитена, павильоны и площади Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и т. д.
Постепенно разрушается глухая стена недоверия к Советской стране — СССР приглашен на международные выставки в Париж и Нью-Йорк, где наши павильоны оформляют мастера советского искусства. Самым выдающимся произведением советской монументальной скульптуры этих лет была скульптурная группа «Рабочий и колхозница», выполненная В. И. Мухиной для советского павильона на международной выставке в Париже.
Над памятниками В. И. Ленину работают скульпторы С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер. М. Г. Манизер сооружает на Украине памятник великому кобзарю Т. Г. Шевченко. Образ А. М. Горького воплощается в памятниках работы В. И. Мухиной, И. Д. Шадра.
В годы индустриализации в советской живописи продолжает развиваться бытовой жанр, обогащаясь темами, связанными с новыми условиями труда и быта советских людей. Индустриальные темы в эти годы определяют творческое лицо П. И. Котова (ранее работавшего в батальном жанре). Грандиозные стройки первой пятилетки воплощены в его произведениях «Домна № 1. Кузнецкстрой», «Красное Сормово».
Колхозная деревня нашла своего вдохновенного певца в лице A. А. Пластова. Самыми значительными работами его в это время были картины «Колхозный праздник» и «Колхозное стадо». Жизни колхозников посвящены также некоторые работы пейзажиста С. В. Герасимова («Колхозный сторож», «Праздник в колхозе»).
Типичные черты нового в облике и в быту советских людей нашли воплощение в небольших, но очень искренних, свежих по чувству работах Ю. И. Пименова. Темы его работ — повседневные дела, его «герои» — окружающие люди, чаще молодежь, женщины, ребятишки. Характерна для этого времени его картина «Новая Москва».
Крупными успехами в эти годы порадовали и пейзажисты. С. В. Герасимов в картинах «Осень», «Зима» и других тонко передает состояние природы. Поэтическим чувством овеяны подмосковные пейзажи К. Ф. Юона. Лучшие традиции русского реалистического пейзажа И. И. Левитана и В. А. Серова были продолжены пейзажистами-лириками В. Н. Бакшеевым и B. К. Бялыницким-Бируля. Особенная, преображенная трудом людей советская земля показана в произведениях Г. Г. Нисского.
Победа метода социалистического реализма обеспечила идейность, целеустремленность и высокое художественное качество лучших произведений советского искусства 30-х годов. Они были признаны народом, помогали ему строить, жить, расти, совершенствоваться. Наше правительство высоко ценило достижения советского искусства.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.