Скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


...Перед нами молодой сильный рабочий. Решительным, энергичным движением он схватился за булыжник, чтобы в следующее мгновение бросить его в ненавистного врага.
Сколько внутреннего возбуждения, яростного гнева в его лице, в резком изгибе тела!
«Булыжник — оружие пролетариата» — так назвал художник свою скульптуру.
Наклоненная фигура рабочего готова сейчас стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Мышцы рук до предела напряжены. Правая нога полусогнута в колене и отставлена назад, левая твердо стоит на земле. В постановке фигуры, в выражении лица ощущаются волевая собранность, ярость, гневный протест.
Фигура рабочего по пояс обнажена. Фартук сбился в сторону. Угловатые и тяжелые складки одежды подчеркивают напряженное движение мускулатуры.
Скульптор Шадр великолепно справился с трудной задачей: показал рабочего в действии, причем с разных точек зрения оно раскрывается по-разному.
Если смотреть слева, особенно хорошо ощущаются усилия рук, поднимающих булыжник, энергия тела. Справа и спереди мы прежде всего видим стремительное неодолимое движение фигуры вперед.
Скульптура выразительна с любой точки зрения. Обходя статую, зритель получает возможность увидеть все богатство жизни образа. В лице переданы портретные черты самого скульптора.
Взлохмаченные волосы нависли над нахмуренным лбом, из-под сдвинутых бровей смотрят глубоко сидящие глаза. Плотно сжат волевой рот, крутые желваки играют на скулах. Все это усиливает эмоциональное звучание образа.
Непримиримую ненависть к угнетателям, ярость, стремление бороться до конца можно прочесть в этом выразительном лице. Большую роль играет и композиционное решение постамента. Здесь нет обычной традиционной подставки для статуи. Молодой рабочий стоит на неровной, бугристой почве, выламывая из нее глыбу камня.
«Булыжник — оружие пролетариата» — одно из лучших скульптурных произведений, посвященных историко-революционной теме. Знаменательно и то, что Шадр один из первых, в советской скульптуре создал конкретное изображение русского рабочего и при этом показал его непосредственно в борьбе.
Образы рабочих, людей труда, долгое время будут в центре творческого внимания скульптора. В 1929 году вслед за статуей «Булыжник — оружие пролетариата» Шадр выполняет скульптуру «Сезонник».
...Пожилой рабочий сидит, устало опустив правую руку, левой трогая бороду. Его лицо с глубокими морщинами и печальный взгляд обращены к зрителю. Наверное, нелегкий жизненный путь у него позади... Но это лицо не безразличного ко всему человека, нет! Оно полно напряженной, тревожной мысли, какого-то сосредоточенного раздумья.
Поза естественна, непринужденна. Тяжелое, мощное тело, натруженные большие руки принадлежат могучему человеку труда. И хотя в основу образа положен традиционный тип русского-крестьянина, «Сезонник» очень далек от тех обездоленных людей, которых изображали дореволюционные художники.
Его образ преисполнен внутреннего достоинства, уверенности, сознания важности своего труда.
Творчество скульптора Ивана Дмитриевича Шадра неразрывными нитями связано с народом, с жизнью родной страны. Жизненный путь скульптора характерен для нашей эпохи. Это замечательный путь таланта — выходца из народа, перед которым революция раскрыла его истинное призвание.
Иван Дмитриевич Шадр родился в 1887 году в селе Такта-шинском близ города Шадринска (отсюда его фамилия Шадр) в семье потомственных плотников. Отец Шадра был человек необыкновенный и щедро одаренный, какие нередко встречаются среди трудовых русских людей. Он увлекался изобретательством, много читал. Но больше всего любил природу. Лишь только наступала весна, отец бросал все и уходил из дома. Он странствовал по свету, нанимался на временную работу и только с первыми заморозками возвращался домой.
Долгими зимними вечерами он рассказывал детям о своих путешествиях. Рассказы отца будущий скульптор страстно любил. Эти беседы зародили в нем глубокий интерес к природе, умение видеть, понимать прекрасное. Отец передал сыну и свою любовь к чтению.
«На формирование моей детской души огромное влияние имел отец, — писал Шадр в своих воспоминаниях. — Человек редкой духовной чистоты, добряк, самородок, золотые руки, большой книжник, изобретатель-строитель, резчик по дереву, рисовальщик и фантазер».
Рано начал свою трудовую жизнь будущий скульптор. Семилетним мальчиком он уже помогал деду-плотнику, а когда ему исполнилось 11 лет, отдали его «в люди» мальчиком на ватно-шерстяную фабрику богатых купцов. Работа была трудной. Вставать надо было в б часов утра, открывать фабрику, убирать и мыть мастерские, готовить чай, бегать курьером, развозить товар по лавкам. Чего только ни делал Шадр в то время! И все же он не угодил хозяину. За какую-то провинность его безжалостно выбросили на улицу. Он остался без работы, без денег, без дома. Спасла его только случайность.
Очутившись однажды у художественной промышленной школы, он узнал, что туда по конкурсу принимают учеников. Шадр решился на очень смелый шаг — он пошел сдавать экзамены. И несмотря на то, что у него не было никакой подготовки, и даже рисунок на экзамене он выполнил позднее всех, Шадр первым был принят в школу. Талант его был настолько очевиден, что ни у кого из учителей не оставалось никаких сомнений в отношении его зачисления. В школе ему много помогал ее директор М. Ф. Каменский, передовой человек своего времени, друг Л. Н. Толстого.
Работы Шадра, появляющиеся на школьных выставках, пользовались успехом. Он даже начал получать заказы.
А когда развернулись революционные события 1905 года, Шадр не мог оставаться в стороне... Он выступал со смелыми обличительными карикатурами, направленными против царского правительства.
В 1906 году Шадр покинул Екатеринбургскую школу и, мечтая о завершении художественного образования, пешком отправился в Петербург. Но в Академию художеств попасть ему не удалось.
Начались дни голода, бродяжничества, одиночества... Он ночевал в полуразвалившейся барже, ходил со старым шарманщиком по дворам и пел, зарабатывая себе на жизнь. Но пел так великолепно, что привлек внимание одного из режиссеров императорского театра Дарского. Без экзаменов талантливого юношу приняли в театральное училище. Шадр проявил себя там не только как прекрасный певец, но и как одаренный чтец, драматический актер, а главное — как острый, выразительный художник-декоратор. Увлекаясь сценой, театром, Шадр не переставал заниматься изобразительным искусством. Он даже начал посещать занятия в Училище Общества поощрения художеств.
В 1910 году при помощи И. Е. Репина, который одобрительно отзывался о работах Шадра и этим помог ему определить свое призвание, при содействии артиста В. Н. Давыдова, который выхлопотал ему стипендию, Шадр поехал во Францию.
Он много работал там, делал многочисленные натурные зарисовки, изучал западно-европейское искусство. Затем он посетил Италию и в 1913 году вернулся на родину.
Его первая работа — проект «Памятника мировому страданию» — вызвала горячее одобрение А. М. Горького, оценившего уже тогда талант и творческий размах молодого скульптора.
Октябрьская революция явилась рубежом в творчестве Шадра. С первых дней ее Шадр стремился к воплощению в искусстве больших и глубоких идей, к созданию образов вождей революции.
В 1919—1923 годах он много работал для Гознака, создавая изображения рабочих, красноармейцев, крестьян для марок, денежных знаков, облигаций. Шадр предложил создать также серию моделей на эти темы в круглой скульптуре большого-размера.
Предложение было принято. Скульптор понимал всю ответственность и политическую важность этой работы. Стремясь создать типические образы, он искал их в самой жизни. Шадр много ездил по стране, всматривался в лица людей, делал многочисленные зарисовки...
Чтобы создать правдивые образы крестьян, скульптор отправляется на родину, в глухую уральскую деревню. Там он лепит своего «Сеятеля», которым открывает галерею скульптурных образов людей Октября.
Значительный интерес представляют его скульптуры «Рабочий» и «Краснофлотец». Достоинство всей серии заключается прежде всего в том, что в ней созданы образы советских людей, представителей народа, строящего социализм.
Работа над серией имела большое значение для дальнейшего развития творчества Шадра. Это был шаг к созданию скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата», в которой художнику удалось воплотить классический образ русского пролетария.
20-е годы — время напряженной работы скульптора над другим произведением — памятником В. И. Ленину для ЗАГЭСа (Земо-Авчальская гидроэлектростанция близ Мцхета была открыта в 1927 году и явилась одной из первых, сооруженных по ленинскому плану электрификации).
Шадру выпала высокая честь первому среди советских скульпторов создать памятник Владимиру Ильичу.
Созданию образа Ленина предшествовало выполнение другого ответственного поручения. Шадру было доверено в скорбные январские дни 1924 года запечатлеть облик умершего Ленина.
Сорок с лишним часов провел скульптор в Колонном зале Дома Союзов, работая над портретом.
«Ленин в гробу» — это поистине документальное произведение огромной исторической и художественной ценности. Интересны страницы дневника Шадра, рассказывающие о его работе в эти дни.
«Я вошел в белоснежный Колонный зал. Хрустальные люстры, затянутые траурной кисеей, поблескивали, как слезы. Склоненные красные знамена, беспрерывная тягучая людская лавина льется, как из вулкана. Угрюмо... молча... Только тяжелая поступь тысяч ног ритмично и глухо отбивает шаги, сливаясь с печально плывущими звуками шестой симфонии. А посредине зала на постаменте, окруженном почетным караулом, в красном гробу, утопающем в венках и цветах, величаво покоится ОН. Стоя в отдалении, я оцепенел, на меня в первую минуту напал механический страх...
Лепить перед историей, когда моя работа явится, может быть, единственным документом для изучения портрета Ленина. Лепить в окружении миллионов критикующих глаз, пытливо и ревниво сравнивающих мой слепок с оригиналом...
Начал работать. Лепил в натуральную величину.
Вот он величаво и просто почиет от дел. В защитном френче, на груди значок ЦИКа, правая рука, сжатая в кулак, лежит прямо и уверенно вдоль тела, левая рука согнута в локте на высоте сердца. На атласной подушке голова Ленина, слегка склоненная к плечу. Лицо это — калейдоскоп ленинских чувств, это живой Ильич, величайший гуманист».
В этих волнующих строках раскрывается особенность творческого метода скульптора — умение видеть и выявлять во внешних чертах человека его внутреннюю сущность, своеобразие характера, богатство духовной жизни.
С этих знаменательных дней работа Шадра над образом Ильича не прекращалась до самого конца его творческой деятельности. Им созданы барельефный портрет В. И. Ленина, небольшая статуя «Ленин-вождь», выполнены эскизы на тему: «В. И. Ленин принимает парад юных пионеров», создан проект памятника Ленину в Днепропетровске, статуя Ленина для Ижорского завода, памятник Ленину в Горках и много других.
Все это подготовило его к работе над монументом «Ленин на ЗАГЭСе».
...На фоне далеких гор на простом по форме высоком основании возвышается одиннадцатиметровая бронзовая фигура Ильича. Ленин — вождь, трибун революции, борец и мыслитель — таким он предстает перед нами в этом памятнике.
Властным, энергичным жестом руки он словно указывает на покоренную горную реку. Вся фигура полна внутреннего напряжения, динамики. Движение руки, решительный поворот головы и всей фигуры помогают раскрытию вдохновенного образа Ильича. Взор Ленина устремлен вдаль. Он как бы обращается к народу с пламенной призывной речью.
Шадр великолепно продумал и решил силуэт монумента Ильича, ставшего сейчас неотъемлемой частью пейзажа Грузии.
Художник нашел гармоническое сочетание памятника с окружающей природой. Ритмичный силуэт далеких гор как бы подводит взгляд зрителя к фигуре Ленина.
Статуя явилась идейно-художественным и композиционно-архитектурным центром всего ландшафта. Как создавал скульптор свое произведение?
Мы уже говорили о работе Шадра над образом Ильича, об изучении характерных особенностей ленинского облика. Но этого было мало. Художник несколько раз перечитывал речи и выступления Ленина, изучал сохранившиеся фотографии.
Его внимание привлек снимок, запечатлевший Ильича выступающим на митинге в 1919 году. Фотография, в которой были удачно переданы стремительный порыв и вдохновенность Ильича, легла в основу композиционного решения статуи.
Уточнялись, перерабатывались первоначальные проекты, шла долгая, кропотливая работа над отбором главного, самого существенного.
Создать монумент общей высотой около двадцати пяти метров было нелегко. Работа над статуей длилась два года. Лепилась она на высоте, соответствующей размерам будущего постамента. Шадр хотел все детали памятника проверить в тех масштабах и условиях, в которых он потом будет на ЗАГЭСе. Когда фигура была готова, осмотр ее на расстоянии показал, что нужна доработка: нужно отказаться от многих деталей, которые на большом расстоянии не читаются, а лишь дробят общую форму. Шадр с телефонным аппаратом на длинном шнуре удалялся на несколько сот метров от памятника и давал указания своим помощникам сделать те или иные пометки на статуе, потом возвращался, вносил соответствующие изменения, опять отходил на далекое расстояние... и опять возвращался...
Статуя В. И. Ленина для ЗАГЭСа была признана одним из наиболее удачных произведений советской скульптуры конца 20-х годов.
«Впервые, — писал А. М. Горький, — человек в пиджаке, отлитый из бронзы, - действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры».
Путь Шадра — путь напряженных творческих исканий. В 30-е годы его творчество развивается в условиях победы метода социалистического реализма, утверждению которого Шадр в большой мере содействовал своим искусством.
Шадр работает как скульптор-монументалист, он создает эскизные проекты оформления советских павильонов на международных выставках в Париже и Нью-Йорке, проект статуи красноармейца для Центрального театра Красной Армии.
В 1936 году он изваял одно из первых произведений советской монументально-декоративной скульптуры «Девушка с веслом».
Много работает Шадр в области мемориальной (надгробной) скульптуры. Им созданы надгробия Е. Н. Немирович-Данченко, В. Л. Дурову, отцу и другим.
Большое место в его творчестве занимала работа над созданием памятников великим русским писателям А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, А. М. Горькому. Однако завершить работу над памятниками А. С. Пушкину и А. М. Горькому Шадру не удалось.
Смерть в 1941 году оборвала замечательную жизнь талантливого скульптора.
Памятник А. М. Горькому, выполненный Шадром в модели, был завершен В. И. Мухиной и установлен в Москве.
Шадр не успел свершить всего того, что он мог и должен был сделать. Но даже то, что он сделал, заставляет поставить его имя в ряд с именами прославленных русских художников.
Высокая идейность искусства Шадра, патриотизм и великая вера в человека, искренность и правдивость его творчества — все это делает для нас особенно значительным вклад художника в сокровищницу советского искусства.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.