А. А. Дейнека (р. 1899) «Оборона Петрограда»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Осень 1919 года. Идет гражданская война. Банды Юденича подошли к самому сердцу революции — к стенам Петрограда. И поднялся рабочий Питер. Каждый способный носить оружие стал солдатом. Крепко сжимая ремни винтовок, пошла армия, в которой шинели и бушлаты редко мелькали среди пиджаков и поддевок, а головы вместо шлемов и касок прикрывали фуражки, кепки, пилотки, папахи, платки... Но они шли... Шли, четко печатая шаг, не сгибаясь. Сквозь страдания и смерть они шли навстречу победе. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников...» — писал автор произведения Александр Александрович Дейнека.
Картина совсем не похожа на своих соседок по Третьяковской галерее: нет в ней ни нежного серебристого блеска нестеровских полотен, ни сверкающей россыпи чистых и ярких красок Сарьяна. Среди них она выглядит черно-белой, тускло поблескивающей холодной сталью.
И портретов обычного типа здесь тоже нет. В суровых, напряженных, словно из камня вырубленных лицах застыла железная воля, твердая решимость.
Может быть, этот прием — одна из счастливейших находок живописца — и дал картине ту могучую силу, которой она покоряет вот уже более тридцати лет.
Картина «Оборона Петрограда» впервые появилась на выставке «Х-летие РККА» в 1928 году. Резким своеобразием и новизной она выделялась среди массы произведений.
...Черная ферма железнодорожного моста повисла над улицей петроградской окраины. Чеканя шаг, проходит под ней рабочий отряд. Плечо к плечу идут мужчины и женщины, молодые и пожилые, здоровые и уже раненные в боях.
Широким шагом идут женщины в тяжелых рабочих ботинках. Они не отстают от мужчин. Метет поземка, резкий ветер раздувает одежду. Вдали виднеются очертания городских зданий. Люди идут быстро. Их ведет вперед та огромная сила, которую зовут долгом, — и тогда не бывает отстающих. Теперь у них нет никаких мелких будничных дел и забот — на лица легла суровая печать. Ее кладет лишь мужество. Так идут в бой.
Четкий ритм движения подчеркивают винтовки, дружно взятые на плечо. Монолитен рабочий отряд. Группа выступает на светлом фоне единым цветовым пятном: серые, защитные, голубоватые, розовые, сиреневатые тона тонко сгармонированы в единую темную гамму, отливающую на свету холодным металлическим блеском.
Революционный Петроград громил врага, протянувшего хищную лапу к тому, что было завоевано кровью.
Нет страдания сильнее, чем потеря свободы. В битве за нее нужен каждый. И героев не останавливают ранения: в общем строю идет боец с забинтованной головой.
Бои шли почти на окраинах города. Раненые пешком возвращались в Петроград. Родилась вторая сюжетная линия в картине Дейнеки — возвращение раненых.
...Медленно, разрозненными группами бредут они по мосту. Их небольшие фигурки четко вырисовываются на фоне белесого неба... Лиц почти не видно. Резкий контур стал здесь почти главным выразительным средством.
Люди с трудом преодолевают порывы сильного ветра. Чуть согнувшись, зябко кутает руки солдат, изображенный у самого края холста. Полы его шинели уносит ветер, словно догоняя кого-то, идущего впереди. Раненых много. Среди них выделяется фигура бойца в капюшоне, с перевязанной рукой, и фигура солдата, поддерживающего на ходу обессилевшего товарища. Четко очерчены склоненные головы, подгибающиеся колени, металлически жесткими кажутся даже полы одежд. Все вокруг сурово, на темном фоне тревожно вспыхивает белое пятно чьей-то забинтованной головы.
Так в картине Дейнеки оригинально развертываются две контрастные сюжетные линии, сопоставленные художником для того, чтобы более остро подчеркнуть твердость и решимость героических защитников Петрограда.
Много картин посвящено этой теме, но немногим художникам удалось решить ее так лаконично, с такой суровой простотой. Лаконизм и простота в средствах художественного выражения — огромное достоинство произведений. Ценою больших усилий достигают их художники. И к Дейнеке они пришли не сразу. В предварительном эскизе фигур было больше. Идущих на фронт не пять, а семь рядов. Большинство лиц нарисовано с натуры, с живых участников борьбы с Юденичем. На переднем плане был изображен мальчик и груда каких-то предметов. Линия горизонта проходила выше нижних фигур, ближе к ним подходили дома дальнего плана. Постепенно исчезали лишние персонажи и предметы. Опустился горизонт, и, отступив, уменьшились вдали дома. Главные фигуры стали казаться больше, выявились четче, концентрируя в себе главную мысль картины — железную стойкость и несгибаемое мужество рабочих революционного Петрограда.
Картину «Оборона Петрограда» Дейнека написал в 1927 году. Ему было двадцать восемь лет. В памяти художника были еще очень ярки впечатления, связанные с жизнью в прифронтовой полосе, а затем с пребыванием в рядах Красной Армии. Трудное, суровое это было время. Голод, разруха. Всюду истощенные, оборванные, плохо обутые, озябшие люди. Но ярко полыхало над страной пламя революции. Мужество и героизм советских людей оказывались острее вражеских штыков, крепче брони их танков.
Не в нежных переливах красивого цвета, не в ласкающей глаз пластике формы, не в легком изяществе плавных линий вставали перед художником герои этих событий.
Хотелось и в образном строе картины, и в живописных приемах выразить суровый, аскетический дух времени. И краски почти исчезают, чудесно переплавляясь в контрастные темные и светлые тона. Фигуры людей и предметы Дейнека пишет в общем темном тоне, в освещенных местах отливающем металлическим блеском. Он очерчивает их резким контуром, острой ломкой линией. Объем выявляется контрастным сопоставлением темного и светлого, что лишает формы мягкости.
Присущие этой картине лаконизм, острая выразительность линии, четкость силуэта — черты, свойственные произведениям графики. Дейнека в 20-х годах много и очень успешно работал в области графики, сотрудничая в журналах «У станка», «Безбожник у станка». Художник бывал в творческих командировках, общался с рабочими, постепенно накапливая «творческий багаж», который постоянно нужен художнику.
Однако Дейнека не переносит приемы графики в живопись механически. Он творчески использует лишь некоторые особенности графического языка, умно и тонко сочетая их с живописными находками. Это произведение было новаторским по приемам художественного раскрытия темы большого общенародного содержания.
Образы революционных рабочих в картине «Оборона Петрограда» подняты до символов, значение и смысл которых — высокий пафос революционной борьбы — близки и понятны советским людям.
Картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» — одно из лучших монументальных произведений в советском искусстве.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.