Г. Г. Ряжский (1895—1952) «Председательница»


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


В 1928 году молодой художник Георгий Георгиевич Ряжский написал картину «Председательница». И хотя это был всего-навсего портрет одной из миллионов простых советских женщин, ему суждено было стать этапным произведением в развитии искусства.
В чем же покоряющая сила этой картины? Почему по прошествии стольких лет она не утратила для нас своей эстетической ценности? Посмотрите на картину внимательно.
Перед нами женщина, видимо, председатель собрания. Однако на картине нет ни президиума, ни собравшихся. Но достаточно взглянуть на женщину, на выражение ее лица, на открытый и смелый взгляд, и вы почувствуете незримое присутствие людей, поверите в то, что именно к ним она обращается сейчас с горячей взволнованной речью.
В ее уверенной позе, в жесте рук, в поднятой голове — во всем ощущается энергия и решительность, страстность и целеустремленность, достоинство и душевное благородство.
Образ председательницы отличается внутренней активностью и динамикой. Горячая красочная гамма обладает большой выразительностью, помогает передаче волевых, энергичных черт характера женщины.
К власти, к управлению страной пришли новые люди, закаленные в горниле гражданской войны, испытавшие лишения и трудности, но сохранившие стойкость убеждений, непреклонность характеров, великую веру в торжество своей победы.
Заслуга Ряжского в том, что он уже в 20-х годах сумел подметить и воплотить в своих образах эти новые черты, новые духовные качества советского человека, рожденные величайшими преобразованиями в жизни нашей Родины.
Женщины в произведениях Ряжского (им создано несколько образов советских женщин: «Делегатка», «Печатница», «Рабфаковка») — это свободные, гордые строители новой жизни, не только завоевавшие право на счастливую жизнь и творческий труд, но и право участвовать в руководстве государством, заниматься активной общественной работой.
Его образы взяты из жизни, они рождены советской действительностью.
Произведения Ряжского были новаторскими в советской живописи. Полные внутренней силы и духовной красоты, образы советских женщин в его портретах отвечали представлениям народа о передовых людях, вышедших из недр трудового класса.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.