Работа художника И. И. Бродского (1884—1939) над образом В. И. Ленина


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Летом 1920 года в Таврическом дворце в Петрограде открылся II конгресс Коминтерна. Посланцы коммунистических партий многих стран заполнили нарядный белоколонный зал.
А в укромном уголке недалеко от президиума пристроился художник Исаак Израилевич Бродский. Он старательно рисовал Владимира Ильича Ленина, стремясь запечатлеть черты его лица, характерные линии профиля... Художник волновался — наконец-то осуществилась его давнишняя мечта — видеть и рисовать Ленина на таком близком расстоянии. Рука проворно бегала по бумаге, все четче и четче выступало дорогое лицо...
После открытия конгресса делегаты направились на Марсово поле. Они возлагали венки на могилы славных революционеров., С ними был и Владимир Ильич. Очутившись в толпе рядом с Лениным, Бродский подал ему рисунок и попросил подписать. Вспоминая эти мгновения, художник писал впоследствии:
«...Пристально всмотревшись в карандашный набросок, Владимир Ильич ответил мне, что он не похож здесь на себя. Окружающие стали горячо убеждать Владимира Ильича в том, что он совершенно не знает своего лица и что портрет, без сомнения, удачен.
Владимир Ильич, усмехнувшись, принялся подписывать рисунок. «Первый раз в жизни подписываю то, с чем не согласен»,— сказал он с улыбкой, передавая мне обратно набросок..
Но через несколько минут, когда рисунок пошел по рукам, и большинство товарищей сказали, что сходство уловлено, Владимир Ильич, снова посмотрев, промолвил: «А ведь, кажется, действительно похож».
Так Бродским был создан первый рисунок В. И. Ленина с натуры — первый из целой серии выполненных затем карандашных портретов.
Несколько зарисовок художнику удалось сделать во время деловых заседаний II конгресса, происходивших уже в Москве, в Андреевском зале Кремля, и на V Всероссийской профсоюзной конференции. Три рисунка выполнены в июле 1921 года на III конгрессе Коминтерна. Среди них наиболее удачным получился тот, где Владимир Ильич изображен на трибуне. Собственно, трибуны-то на рисунке нет, но такова уж сила искусства — легкие штрихи так ясно очертили контур чуть склоненной к трибуне фигуры темпераментно и страстно говорящего Владимира Ильича, мягкие светотеневые переходы так вылепили энергичное, волевое лицо его, что в изображении трибуны и надобности нет — она существует здесь, хотя и не нарисована.
Последние зарисовки Ленина с натуры Бродскому удалось выполнить в конце 1921 года. Эти работы оказались впоследствии бесценным подлинным материалом, на основе которого художник создал целый ряд монументальных полотен.
Произведения И. И. Бродского, посвященные деятельности В. И. Ленина, историко-революционные картины, портреты крупнейших деятелей севетского государства, Коммунистической партии СССР и других стран, а также многочисленные пейзажи были ценным вкладом в сокровищницу советского искусства. Они были созданы в те трудные годы, когда шла жестокая борьба с формалистами, отрицавшими значение идейной, содержательной живописи. Ученик Репина, горячий поборник лучших традиций русского демократического искусства, Бродский правильно понял исторический смысл великих преобразований в стране и быстро нашел свое место в строю борцов за социалистическое государство, за коммунизм.
Уже ранние, ученические работы Бродского отличались политической остротой. Сотрудничая в сатирических журналах в годы подготовки и свершения первой русской революции, Бродский обличает и гневно бичует самодержавие и ненавистный капиталистический строй. Его картина «Красные похороны», изображающая последний путь погибших в 1905 году, была снята с выставки и запрещена цензурой.
Талант и мировоззрение художника росли и мужали в борьбе. Революцию Бродский встретил уже сложившимся художником. «Октябрьский переворот с первых же дней глубоко захватил меня. Мне сразу сделалось ясно, что позорно современнику, а тем более художнику, пройти безучастно мимо тех великих событий, которые не по дням, а по часам развивались перед нашими глазами. Я понял, что отобразить революционную эпоху и ее великих людей — долг каждого художника. Личность В. И. Ленина представлялась мне... крайне интересной для изображения».
Так писал художник почти двадцать лет спустя после создания первых работ о Владимире Ильиче Ленине.
Бродский задумал написать целый цикл картин, объединенных общим замыслом «Революция в России». В них он хотел «...просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах».
Первым произведением этой серии была картина «Ленин и манифестация». Вождь трудящихся изображен в ней стоящим у окна, мимо которого движутся демонстранты. Это была вообще одна из первых картин в советском искусстве, где Ленин изображен с народом. Не все в ней хорошо: нет еще органичной связи фигуры Владимира Ильича с людским потоком. Но образ Ленина убедителен, лицо отличается большим портретным сходством. Художник использовал рисунок, сделанный с натуры на митинге в Народном доме. Произведение было отмечено премией.
В дальнейшей работе мастера над монументальными историко-революционными полотнами опыт создания этой картины был безусловно очень важен.
II конгресс III Интернационала, на торжественном открытии которого присутствовал Бродский, был событием большого международного значения. Бродскому было поручено «запечатлеть на полотне в виде большой картины торжественное заседание во Дворце Урицкого делегатов III, Коммунистического Интернационала».
Художник делает карандашные портреты. Он работает с колоссальным напряжением, используя не только время заседаний, но и перерывы — рисует участников конгресса даже в поезде, в гостинице. Работа по сбору материалов продолжается и на следующий год. Некоторые портреты были исполнены Бродским на III конгрессе уже в 1921 году.
Всего было сделано свыше полутораста портретов.
В подготовительной работе участвовал художник С. Спирин, но всю колоссальную работу по созданию грандиозного полотна выполнил сам Бродский.
Стремясь показать возможно большее число участников конгресса, художник выбирает точку зрения немного сверху, что дает ему возможность одновременно развернуть широкую панораму белоколонного зала и передать торжественность, значительность этого события.
Владимир Ильич произносит с трибуны речь. Он изображен не на первом плане. Однако в гуще людской массы его фигура резко выделяется: взоры посланцев братских компартий обращены к учителю, вождю трудящихся. Точно переданы характерный ленинский жест, его движения, исполненные силы, энергии.
Группы делегатов художник компонует живо и непринужденно. В картине даны портретные изображения более чем пятисот человек. Очень тщательно, с документальной точностью художник передал все подробности исторического заседания, имевшего огромное значение для сплочения сил пролетариата под руководством В. И. Ленина. Содержанию произведения соответствуют и выбранные художником средства: строгий колорит оживляют яркие пятна транспарантов и белых колонн, тщательно прописаны лица, фигуры, с достоверной убедительностью переданы все детали.
Труд художника был поистине самоотвержен: картина писалась в холодной мастерской, было трудно с холстом и красками. Картина была выставлена для всеобщего обозрения и вызвала горячие отклики зрителей. Ее сравнивали с боевой победой. «Когда я смотрю на картину, то я рад так, как будто бы пролетарская революция завоевала еще какой-нибудь форт или баррикаду», — писал один из зрителей.
Этой картиной Бродский ответил на требования передовой общественности и широких слоев трудящихся — отразить революционные события в тематической картине, понятной широким массам.
Картина «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» была первым значительным произведением из цикла картин «Революция в России». Бродский осуществлял задуманное — показать народ, трудящиеся массы, творящие новую историю под руководством Коммунистической партии. С документальной точностью он стремился запечатлеть события, связанные с деятельностью Владимира Ильича.
В мае 1917 года Ленин выступал на митинге рабочих Пути-ловского завода. Он говорил о взглядах большевиков на войну, о предательской роли меньшевиков и эсеров, о необходимости перехода власти к Советам. Тысячи путиловцев слушали Ильича. Ленинградский Союз металлистов решил увековечить это событие. Выполнение большого документального полотна «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» было поручено Бродскому. Художник тщательно собрал весь имеющийся материал: фотографии заводского двора, портреты некоторых активистов. Подробности уточнялись со слов участников митинга. Старые путиловцы по просьбе художника делились своими воспоминаниями. Наиболее важные вопросы были изложены в специальной анкете, которую Бродский разослал рабочим—свидетелям этого события. Однако ответы были очень разноречивы, и многое пришлось решать самостоятельно, в соответствии с общим замыслом произведения.
«Я стремился передать Ленина в гуще рабочей массы. Ленин и народ — вот два героя моей картины. Вождь, ведущий массы на последний бой с капитализмом, — вот тема моей картины...
Мне хотелось, чтобы Ленин как бы вырастал из массы, не отрываясь от нее, чтобы он доминировал над ней и в то же время был ее частью», — писал художник.
Воплощая задуманное, Бродский построил большую картину так, что зритель становится как бы участником события. Крупно, в натуральную величину, даны первоплановые фигуры. Словно находясь среди них, видишь старика-рабочего, внимательно слушающего Ленина и в то же время наблюдающего, как воспринимают эту речь товарищи, молодого паренька, жадно ловящего каждое ленинское слово, рабочего, старательно пробирающегося вперед, чтобы лучше слышать и видеть Ленина. Воспринимаемая как людское море огромная толпа многолика. Вместе с рабочими Ленина слушают служащие, инженеры, техники. Среди искренне увлеченных словами вождя мелькают и другие лица. Конторский служащий, например, явно недоволен единством рабочих, увлеченных темпераментной речью Владимира Ильича. Фигура Ленина на трибуне как бы вырастает над морем голов. Устремленный к людям в страстном порыве, он зовет и зажигает их.
Идея единства вождя и народа нашла выражение и в цветовом решении полотна: строго выдержан общий дымчатый тон всей картины. Четко вылепленные фигуры людей, заводские постройки не «вырываются» из холста, строго распределяясь по ближним и дальним планам в соответствии с законами перспективы.
Целый год работал художник над этим произведением. Картина была окончена в 1929 году и получила единодушное одобрение у рабочих Путиловского завода, выразивших художнику самую искреннюю признательность.
«Это работа художника «массовика», художника, не оторванного от народа, не замыкающегося в стенах своей мастерской», — писали они тогда.
Высоко оценил произведение Бродского С. М. Киров. А художник Б. В. Иогансон отметил, что «эта картина, наполненная революционным пафосом великих дней Октября, — документ истории».
Работая над большими тематическими картинами с изображением В. И. Ленина, Бродский одновременно создает ряд его портретов. Имеется даже скульптурный портрет Владимира Ильича, исполненный Бродским в 1924 году.
Развивая мысль о единстве вождя и народа, художник включает в композиции некоторых портретов изображение народного шествия. Таковы портретные композиции «В. И. Ленин на трибуне», «В. И. Ленин на фоне демонстрации».
В двух погрудных портретах Ленина, исполненных в конце 20-х годов, Бродскому удалось глубоко раскрыть образ Владимира Ильича, выявить черты характера и подметить следы большого напряжения сил, глубоких забот. Это сделало образ ближе, теплее, жизненнее. Именно этот путь привел Бродского к созданию одного из лучших портретов В. И. Ленина — портрета на красном фоне. Все внимание художник концентрирует на волевом, энергичном лице. Зоркий ленинский взгляд светится «огоньком почти женственной нежности к человеку» (слова А. М. Горького). Обаяние, душевная ясность и человечность Ленина предстали здесь в живых и конкретных чертах.
«Я хотел передать Владимира Ильича таким, каким он был, и это кажется мне самым трудным. Ленин не нуждается ни в условной героизации, ни в нарочитой монументальности», — писал художник.
Лучшим воплощением этого замысла стала картина «В. И. Ленин в Смольном» (1930). Миллионы людей знают этот маленький кабинет Владимира Ильича в Смольном. Ленин сидит в кресле, погруженный в работу. За небольшим овальным столиком не очень удобно работать — и Ленин пишет, пристроив листки на коленях. Владимир Ильич отличался удивительной работоспособностью и для дела использовал каждую секунду, независимо от удобств и других «условий». Какой-то особой теплотой овеян здесь образ Ильича, простота и скромность делают его близким и дорогим. Вспоминаются слова сормовского рабочего О. Павлова, выразившего главную черту Ленина в словах «прост, как правда». Умело выделив в картине главное — фигуру Владимира Ильича, Бродский с особенной тщательностью воспроизвел и несложную обстановку кабинета, и все детали, сохранив, таким образом, исторический аромат этого дорогого людям уголка.
И народ сердечно принял картину: она стала одним из самых популярных произведений о Ленине. Художник и сам любил эту картину: он писал ее с искренним увлечением, которого не может не почувствовать зритель. В работе мастер использовал рисунок, сделанный еще на конгрессе Коминтерна. На нем Ленин был изображен сидящим на ступеньках и что-то записывающим в блокнот.
Картина «В. И. Ленин в Смольном» — лучшее произведение Бродского. Она знаменовала расцвет его творчества, ярко выявляла его особый, индивидуальный почерк. Бродский великолепно владеет рисунком. Живописные приемы его ясны и просты: мазком он четко лепит форму, не допуская никакой небрежности в ее трактовке.
Высокое мастерство и идейная зрелость художника воплотились и в последней многофигурной композиции из цикла картин «Революция в России» — «Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии на польский фронт 5 мая 1920 года».
...На площади перед Малым театром в Москве Владимир Ильич напутствует бойцов Красной Армии, горячо призывая их к защите молодой советской страны от вероломно напавших на нее польских интервентов. Фигура Ленина в темной одежде приближена к зрителю и четко вырисовывается на светлом фоне стены театра. Лицо его, обращенное к солдатам, вдохновенно.
«Я изобразил Владимира Ильича таким, каким я видел его в 1917 году, на митинге перед дворцом Кшесинской, в момент обращения к массам. Ленин был сильным, волевым оратором, подчиняющим массу необычайной силой логики и даром зажигать аудиторию».
Ленин-трибун и стал центром композиции. В изображении солдатской массы художник стремится уже к выявлению живого многообразия характеров, тонко подмечая и общее: солдат в то время — тот же рабочий, только одетый в военную форму.
В этой картине Бродскому лучше, чем в предшествующих работах, удалось выявить главную мысль — единство вождя трудящихся и народа, поднявшегося по его зову на патриотический подвиг. Это произведение заняло значительное место в советском искусстве и укрепило за Бродским славу одного из-крупнейших мастеров.
Произведения Бродского о В. И. Ленине, отмеченные чертами строгой документальности, были важным вкладом художника в искусство социалистического реализма. Правительство высоко оценило труд художника-патриота: в 1934 году первым среди мастеров советского искусства за выдающиеся заслуги в области живописи Исаак Израилевич Бродский был награжден орденом Ленина.
Получая высокую награду, художник взволнованно говорил, что этот орден особенно дорог ему, так как большинство его трудов связано с именем Ленина.

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.