М. Б. Греков (1882—1934)— летописец гражданской войны


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


...Далеко в степи затерялся казачий хутор Шарпаевка. В лучах знойного полуденного солнца белеют мазанки, золотятся верхушки тополей.
На завалинке старой покосившейся хаты, в тени примостился старый крестьянин. В руках у него нож и кусок дерева. И вот уже послушная руке мастера деревянная чурка преображается, принимая очертания фигуры лошади. Еще несколько движений ножом — и фигурка готова. Рядом босоногий загорелый мальчишка. Как зачарованный смотрит он на проворные и искусные руки старого дяди Андрея. Но кони, вырезанные дядей, не всегда нравятся ему. Очень уж неподвижны они. «Нет, из дерева не сделаешь так, чтобы бег коню придать. Лучше нарисовать», — думает мальчик. Взяв щепку, он тут же на пыльной земле чертит силуэт скачущей лошади, один, другой...
Приволье донских степей, величавое течение широкой реки, у которой не раз с удочкой в руках сиживал мальчик, — все это рано развило в нем чувство красоты, богатство фантазии.
«Первый интерес и любовь к искусству у меня стали проявляться с самого детства. Когда я еще не умел читать, я уже разглядывал картинки старого журнала «Нива». Эта большая толстая книга уносила меня в мир фантазий. Я срисовывал картинки и фантазировал от себя», — рассказывал впоследствии Митрофан Борисович Греков.
Репродукции, увиденные в журнале, открыли для него новый мир, явились откровением. Захотелось научиться рисовать и свободно передавать на бумаге все, что встречается в жизни. С этого времени каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Сначала копирует чужие работы, потом сочиняет сам.
Прошло несколько лет. И вот в 1899 году на вступительные экзамены в Одесское художественное училище явился чубатый, загорелый, слегка смущающийся юноша лет семнадцати. И хотя по общеобразовательным предметам у него были пробелы (он окончил только двухклассное одногодичное училище), работы его привлекли внимание профессора К. К. Костанди. Своеобразие сюжетов, оригинальность мысли, а главное — уверенность рисунка, динамичность композиции понравились профессору.
Греков был принят в училище. Начались годы упорной работы, настойчивого труда, не знавшего ни снисхождения, ни отдыха. «Натурой были гипсовые орнаменты, казавшиеся мне очень скучными. Но сознавая, что иначе я не научусь писать, я со старанием принялся за это скучное дело».
Скоро он стал получать высокие оценки и первым получил стипендию художника Р. Г. Судковского.
Окончив художественное училище, в 1903 году Греков приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Здесь его учителями были И. Е. Репин и художник-баталист Ф. Л. Рубо. Творческое общение с гениальным Репиным, с прославленным автором «Севастопольской панорамы» Рубо имело большое значение в формировании художественных интересов и крута тем молодого художника.
«Меня волновали его большие холсты, мастерство, движение, просторы, действие в его картинах», — вспоминал Греков свои посещения мастерской Рубо.
Но не сразу Греков нашел свой путь художника-баталиста. В Академии художеств он пишет картины на исторические и жанровые темы. Ему хочется запечатлеть размах народного движения под предводительством Разина и Пугачева, рассказать о событиях современной жизни... Он мечется от темы к теме, отбрасывая то одну, то другую.
Здоровый реализм, тяга к простоте и правде никогда не покидают художника. На конкурсный экзамен он неожиданно для многих избирает тему из родного ему казачьего быта, из трудовой жизни крестьян — «Волы в плугу».
...Жаркая пыльная степь. Небо душным маревом опустилось над нею. От зноя и солнца потрескалась выжженная, бесплодная земля родной станицы. Понурив рогатые головы, бредут по пашне волы, утопая в ней копытами.
Уже в этой ранней работе Греков проявил себя тонким наблюдателем, хотя и скованным еще юношеской неопытностью. Среди мифологических, псевдо-героических сюжетов, представленных на конкурс, «Волы» Грекова выглядели необычно. Успеха они не имели. Слишком прозаичной показалась эта тема профессорам Академии. Заграничной командировки Греков не получил. Ему было только присуждено звание художника.
Не раз впоследствии художник возвращался к этой теме. Так, в 1914 году он вновь пишет картину «Волы в плугу», в 1929 — «Колхозный гурт». Но не эти темы доставили признание молодому художнику. Рождение Грекова как художника-баталиста шло иными путями.
Еще учеником он вместе с товарищами по классу был приглашен для реставрации знаменитой панорамы «Оборона Севастополя». Тут он впервые столкнулся с большим и серьезным произведением искусства. Он учился мастерству у Рубо, но требования, предъявляемые им к искусству, были уже иными.
Его тема пришла вместе с могучими идеями, навеянными революцией.
Окончив Академию художеств, Греков попадает на военную службу, участвует в первой мировой войне. С глубоким сочувствием наблюдает он жизнь солдат. Кровавая империалистическая война не вдохновляет его кисть. Знаменательно, что ни одной картины на темы империалистической войны художник не создал. И все же эти годы не прошли для него бесследно. Греков накопил большой материал наблюдений, его альбомы заполнились десятками и сотнями набросков с натуры. Вернувшись с фронта на родину, он поселяется в Новочеркасске. Вскоре город захватывают белые. Наступает самое мрачное и тяжелое время в жизни Грекова. Чтобы как-то существовать, он работает в местной гимназии преподавателем рисования. Как художник в эти годы он молчит. Только после освобождения Красной Армией Новочеркасска в 1920 году он начал писать. Кисть его заговорила свободно, уверенно, широко...
«Меня захватила грандиозность движения. Хочется писать по живым непосредственным впечатлениям сегодняшнего дня.
...Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей».
Первая серьезная картина, написанная им в то время, рассказывает о вступлении полка имени Володарского в город. В этой мастерски написанной работе впервые раскрылся талант советского баталиста. Картина лишена какой бы то ни было парадности или холодной официальности.
...Сырая мгла весенней распутицы окутывает провинциальный город. Стройно и слаженно движутся конники по широкой улице с низкими домами.
Особая простота и сердечность в отношениях бойцов и командиров говорят о новых взаимоотношениях во вновь созданной народной армии.
Греков сумел подметить это новое, сразу встал на правильный путь, приведший его к дальнейшим успехам. Жизнь развертывалась перед глазами художника — суровая, полная трагического величия и революционного пафоса.
Он добровольцем вступает в Красную Армию. Масса этюдов с натуры, зарисовок заполняют его путевые альбомы. Так была найдена художником своя тема, близкая и родная его душе. Греков стал художником-баталистом, летописцем гражданской войны.
Греков понимал, что в трудных условиях войны только боевое, действенное искусство нужно народу. Он работает вдохновенно, напрягая все силы, торопясь поведать миру о героических подвигах Красной Армии, о важнейших эпизодах боев с контрреволюцией. Как пригодился ему опыт работы анималиста и пейзажиста, приобретенный во время совместной работы с Рубо! Острая наблюдательность, взволнованная страстность, искренность, свойственные его таланту, помогли ему стать необычайно своеобразным и глубоким баталистом.
На его мольберте одна картина сменяет другую. Все они воссоздают боевые дни легендарной Первой Конной армии.
...По опаленной солнцем степи вихрем несется боевая красноармейская тачанка. Бешено мчатся сильные кони. Все в этой картине полно стремительного, неудержимого движения. Возница подался вперед, с трудом удерживая в руках вожжи. Приготовился к бою пулеметчик, сверкает на солнце шашка в руке командира.
Пулеметная тачанка — грозное оружие, рожденное народной инициативой в условиях гражданской войны. Скорость, натиск, маневренный мощный огневой удар — вот основные качества этого боевого оружия.
Картина полна революционной романтики, пафоса героической борьбы, несокрушимой силы. Это целая эпическая поэма. Кони и люди слились в один бешеный порыв, и, кажется, никакая сила в мире не остановит этот мощный натиск. Небольшая, вполне реальная сцена перерастает в значительный, полный глубокого смысла героический символ.
Ощущение лихого взлета коней, словно птицы летящих над степью, достигнуто композиционным построением картины по диагонали: движением тачанки из глубины на зрителя. Высокий горизонт дал возможность художнику приблизить действие, показать его крупным планом. Разбросанные по степи желтые копны обмолоченной пшеницы своей неподвижностью подчеркивают стремительность, быстроту движения. Густые, острые тени мчатся вместе с лошадьми по золотому жнивью, усиливая общую экспрессию сцены. Темное грозовое небо контрастирует с залитой солнцем степью, сообщая эмоциональную взволнованность всей картине.
На полотнах Грекова оживают героические события гражданской войны, раскрывается эпоха, полная суровой эпичности и революционной романтики. Художник умеет просто, без внешней эффектности и парадности раскрыть героизм и мужество воинов Красной Армии, стремительность атак красных конников, силу их разящих ударов.
Вот его картина «Кавалерийская атака».
...Неудержимой лавиной летит Красная конница. Пыльная, ржавая трава стелется под ногами всадников, взвился на дыбы могучий конь. Падает из седла раненый боец. Но вперед уже вырвался другой с шашкой наголо. За ним третий... Вихрем в облаке степной пыли и порохового дыма мчится эскадрон Первой Конной!
Здесь умение Грекова передать движение скачущей лошади достигает предельной выразительности. Дух захватывает, когда глядишь на эту картину. Так и слышится тяжелый храп разгоряченных коней; гудит, дрожит земля под ударами кованных железом копыт. Огненные вспышки сабель дополняют впечатление стремительной атаки.
Непревзойденный мастер композиции, великолепно владеющий техникой рисунка и живописи, Греков смело развертывал на своих полотнах сцены огромных сражений и боевых схваток, сохраняя при этом особый неповторимый характер каждого боя.
Картины «Бой за Ростов у Генеральского моста», «Ликвидация остатков армии генерала Кржижановского», «Атака под Батайском», «Оборона Царицына», «Красное знамя в Сальских степях» отличаются остротой драматического сюжета, широким и смелым показом битв гражданской войны.
Участие Грекова в боевых действиях Первой Конной, непосредственные наблюдения сражений, зарисовки, сделанные с натуры, беседы с участниками боев обогащали художника, давали живой конкретный материал, делали картины исторически достоверными. Он сумел запечатлеть самые существенные стороны героических битв эпохи гражданской войны, выразить в своих полотнах чувства и мысли трудящихся масс, проникнуть в суть исторических событий, раскрывая народный характер войны, показывая источники силы и непобедимости Красной Армии.
В 1927 году в Новочеркасске была открыта первая персональная выставка картин М. Б. Грекова. Это было большим событием в художественной жизни города. Картины художника подкупали зрителей своей правдивостью, простотой и искренностью. Вот одна из них — «Отступление деникинцев от Новочеркасска в 1920 году».
...Нескончаемый поток беженцев в панике покидает город, торопливо переправляясь по занесенному снегом дощатому настилу. Подобрав рясу, шагает поп, за ним спешит какой-то мешочник. Дальше — белые офицеры, убегающие из армии и, наконец, жители города, напуганные и растерянные, спасающие свои пожитки...
Галерея различных образов проходит перед нами. Перспектива виднеющегося вдали города, насыпь железнодорожного полотна дополняют картину, тонко передающую настроение последних зимних дней.
Изображая обыденные, будничные эпизоды войны, художник всегда умел найти и подчеркнуть типичное, характерное, вложить в них глубокое содержание. Стремление к обобщенности, лаконичности — отличительная черта работ Грекова.
В залах Третьяковской галереи хранится небольшая по размерам картина художника «В отряд к Буденному». Написана она была не для выставки, а что называется «так, для себя», на простом куске фанеры. Но этой картине суждено было войти в золотой фонд советского искусства как величайшему из шедевров батальной живописи.
В чем же притягательная сила этого произведения, почему оно не утратило своего художественного значения и обаяния по сей день?
...Весенним солнцем залита зеленеющая степь. Шагом едет всадник — бедно одетый крестьянин, ведя на поводу запасного коня, к седлу которого привязана винтовка. Слегка сгорбившись, нагнув голову, крестьянин весь ушел в работу — он сосредоточенно пришивает к шапке красную ленточку. Да