Искусство молодой Советской республики


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru


Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, явилась переломным этапом в развитии нашего искусства. Впервые в истории в Советской стране все художественные ценности стали достоянием народа.
«Раньше, — писал В. И. Ленин, — весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Уже через несколько дней после Октябрьской революции Советское правительство приняло первое постановление об охране памятников искусства и старины. 8 (21) ноября 1917 года был опубликован приказ народного комиссара просвещения А. В. Луначарского «О приеме на учет и составлении художественно-исторического каталога всех выдающихся и заслуживающих внимания в художественном и историко-бытовом значении предметов, находящихся в Зимнем и других государственных дворцах...»
В начале 1918 года по инициативе В. И. Ленина были созданы отделы изобразительных искусств и охраны памятников искусства и старины, начавшие энергичную работу по собиранию произведений искусства и их пропаганде. Было положено начало широкому музейному строительству. Если до Октябрьской революции в стране было около тридцати музеев, то в течение 1919—1921 гг. их стало более двухсот. Музеи активно пополнялись произведениями искусства из национализированных частных собраний.
По всей стране создавались художественные школы, изостудии, широко открывшие двери для всех трудящихся. В 1918 году были открыты первые выставки работ самодеятельных художников. Часто на подписях к картинам рядом с фамилией художника можно было прочесть: «чернорабочий, учился полгода», «токарь по металлу», «слесарь», «крестьянин, шестнадцать лет» и т. д.
Искусство молодой Советской республики развивалось а трудных условиях непримиримой классовой борьбы. Нашей партии пришлось вести жестокое сражение с формализмом в искусстве, доставшимся в наследство от старой буржуазной культуры. Реакционно настроенная часть интеллигенции прилагала все усилия, чтобы саботировать мероприятия советской власти, направленные на развитие социалистической культуры. Под флагом новаторства формалисты призывали к уничтожению всей художественной культуры прошлого, к разрушению музеев, сожжению картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Только тогда, на пустом месте, считали они, можно начать возводить новую, пролетарскую культуру.
Глубокую и яркую характеристику художественной жизни в первые годы после революции дал В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин:
«Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской России новое искусство и культуру, — это хорошо, очень хорошо. Бурный темп их развития понятен и полезен. Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетий, и мы хотим этого... Революция развязывает все скованные до того силы и гонит их из глубин на поверхность жизни». Но в то же время В. И. Ленин указывал: «Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты».
Коммунистическая партия сплачивала художественные силы в борьбе за новое социалистическое искусство.
Все мероприятия советской власти после революции в области искусства были направлены на развитие творческой активности советских художников. В этот период наиболее быстро развиваются различные формы агитационно-массового искусства; оно выходит на улицу, обращается к многомиллионным массам трудящихся. В дни праздников впервые улицы и площади стали украшаться большими красочными панно на революционные темы, транспарантами, яркими плакатами.
Действенным средством художественной агитации стали также агитационные поезда и пароходы. В них развозилась агитационная литература, размещались кинопередвижки, выставки, ехали лекторы, докладчики.
Стены вагонов и борта пароходов украшадись яркими, броскими рисунками, карикатурами на представителей старого мира, на врагов трудящихся.
М. И. Калинин, совершивший однажды поездку в одном из таких агитационных поездов, потом рассказывал:
«Население обходило его [агитационный поезд] кругом, разбирало картины, спорило между собой, что из себя представляет данный рисунок... Одним словом, эти поезда сразу сблизили с нами местное население».
В оформлении поездов, площадей и улиц принимали участие многие художники. Они получали государственные заказы и работали с огромным творческим воодушевлением. Все виды искусства были поставлены на службу народу.
Наибольшее распространение в годы гражданской войны получает искусство боевого политического плаката.
Имена художников-плакатистов В. Дени, Д. Моора, основателей «Окон РОСТА» М. Черемных и В. Маяковского были широко известны в те годы. Такие плакаты, как «Ты записался добровольцем?» Д. Моора, «Учредительное собрание» В. Дени и другие, вошли в золотой фонд советского искусства.
Огромное значение для становления и развития принципов советского искусства имел ленинский план «монументальной пропаганды». 14 апреля 1918 года в «Известиях» ВЦИК был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработка проектов памятников Российской социалистической революции», подписанный В. И. Лениным. СНК постановил воздвигнуть памятники великим деятелям революционного движения, замечательным представителям культуры, науки, литературы и искусства. Особое внимание обращалось на ясность выражения идеи памятника, доступность его широким народным массам.
В работе над проектами памятников приняли участие скульпторы Л. Шервуд, Н. Андреев, М. Манизер, С. Меркуров, В. Лишев, В. Мухина и другие.
Новые задачи встали и перед советской живописью. Надо было отразить величайшие сдвиги, происшедшие в нашей стране, грандиозность революционных событий и героизм их участников, запечатлеть образ вождя революционных масс Владимира Ильича Ленина.
В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая передовых художников-реалистов. Художники АХРРа поставили вопрос о широкой пропаганде искусства.
«Искусство в массы» — таков был их лозунг. За десятилетний период своего существования АХРР организовал 11 художественных выставок на самые разнообразные темы: «Жизнь и быт рабочих», «Уголок Ленина», «Революция, быт и труд», «X лет РККА» и многие другие.
Как видно из названий этих выставок, художников интерес совало все: революционная деятельность В. И. Ленина и героическая борьба Красной Армии в гражданской войне, новая жизнь советских людей и быт народов Советского Союза.
На заводы и фабрики, в красноармейские казармы и лагеря, в деревни и в отдаленные районы нашей родины отправились молодые художники. Они хотели почувствовать биение пульса новой жизни, ее могучую поступь и размах...
Эта глубокая и неразрывная связь художников АХРРа с жизнью народа вызывала живой интерес к их картинам. Очень скоро в Ассоциацию вошли мастера старшего поколения, такие, как Н. Касаткин, А. Моравов, П. Радимов, молодые художники Н. Терпсихоров, Б. Иогансон и многие другие. С огромным вдохновением и творческим подъемом они приступили к созданию новых картин.
Ведущие темы в живописи этих лет — темы Октябрьской революции и гражданской войны. В становлении советской жанровой картины эти темы сыграли почти такую же огромную роль, как и в развитии советской художественной литературы. Художники АХРРа правильно понимали большое воспитательное значение картин на темы героической борьбы советского народа.
Прославлению героизма и мужества воинов Красной Армии посвятил свое творчество М. Б. Греков, крупнейший советский баталист, летописец гражданской войны. Его картины: «В отряд к Буденному», «Тачанка», «На Кубань» и другие — это яркие страницы славной истории советского народа.
События гражданской войны нашли отражение в творчестве художников М. И. Авилова, А. А. Дейнеки и многих других. Известный деятель Коммунистической партии Е. Ярославский писал:
«На выставке АХРРа к X годовщине Красной Армии десятки тысяч рабочих и красноармейцев приходили в неподдельный восторг, доходящий до энтузиазма при виде сцен из гражданской войны, переданных подчас с реализмом необыкновенной силы».
Выдающаяся роль в развитии советской историко-революционной картины принадлежит художнику И. И. Бродскому, сумевшему запечатлеть величие и грандиозность исторических событий этих лет. Его картины «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» были значительной вехой на пути создания новой советской исторической картины.
Хотя этим картинам не хватало широты обобщения, типизации образов, но историческая конкретность и документальная точность привлекали к ним симпатии зрителей.
С именем Н. А. Касаткина тесно связаны первые успехи бытовой реалистической картины.
Художник Касаткин — один из крупнейших мастеров русского искусства конца XIX — начала XX века, продолжатель его лучших реалистических традиций. В 20-е годы он активно участвует на выставках Товарищества передвижников. Достаточно сказать, что на сорок седьмой, последней выставке Товарищества, открывшейся в 1922 году, Касаткин представил 64 картины, посвященные жизни рабочих. Он вошел в историю советского искусства не только как хранитель традиций передвижничества, но и как художник, активно включившийся в борьбу за решение новых задач.
Знание жизни рабочих в царской России дало ему возможность увидеть особенно ясно и глубоко преобразования, которые произошли в советской стране. В одной из своих речей Касаткин говорил: «Рабоче-трудовое государство ставит во главу угла — труд, его святость, его обязательность. На фундаменте труда строится здание свободы... Нам, художникам революционной России, в настоящем предстоит славить... труд рабочего».
Несмотря на свой преклонный возраст, художник часто посещал заводы, писал этюды в цехах, делал портретные зарисовки рабочих, работниц, рабфаковцев. Он задумал большой цикл произведений под общим названием «Наша комсомольская молодежь» и выполнил к нему ряд портретов. Советское правительство высоко оценило заслуги Касаткина. В 1923 году ему было присвоено почетное звание Народного художника республики. Он был первым среди художников, удостоенных этого высокого звания. Видную роль в становлении советской живописи сыграло также творчество А. Е. Архипова, работавшего в конце XIX — начале XX века над картинами на темы крестьянской жизни. В 20-е годы он продолжал создавать портреты людей труда, преимущественно крестьян.
С огромным вдохновением работают над современными темами молодые советские художники. Г. К. Савицкий выступает с картиной «Завод Красный Кожевник», в которой один из первых пытается воспеть труд, показать его красоту. А. В. Моравов рассказывает о коренных преобразованиях в деревне. В своей картине «Заседание комитета бедноты» Моравов создал живые образы крестьян-бедняков, объединившихся для борьбы с кулачеством. Типический образ художника, с первых дней революции отдавшего свой талант народу, создал Н. Терпсихоров в одной из лучших картин этих лет «Первый лозунг». В холодной полутемной мастерской художник самозабвенно трудится над лозунгом.
Важное место в развитии бытовой живописи принадлежит художнику Е. М. Чепцову. Его картина «Заседание сельской ячейки» с большой художественной убедительностью и яркостью раскрыла новые черты крестьянской жизни. Она стала этапным произведением в истории советского искусства. Другая его картина «Школьные работники» воссоздавала образы трудовой интеллигенции, сельских учителей, весь свой труд и энергию отдавших благородному делу воспитания молодежи.
Характерные явления нового быта города и деревни, изменившийся облик тружеников получили отражение в творчестве Б. В. Иогансона. Его картины «Советский суд», «Рабфак идет»» «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.» изображали события современности и недавнего прошлого, раскрывали черты нового человека.
Художники АХРРа возродили жанровую живопись, придав ей актуальное звучание, социальную направленность и остроту. В лучших работах были преодолены черты мелочного документализма, натурализма, которые были присущи многим произведениям начала 20-х годов. Во всем этом была огромная заслуга АХРРа.
Не случайно А. В. Луначарский писал, что «теперь АХРР является главным руслом для нашего изобразительного искусства, и последние его работы намечают тот тип искусства, который в ближайшем будущем будет, по-видимому, доминирующим».
Художники АХРРа работали во всех жанрах. В эти годы развивается портретное творчество С. В. Малютина, В. Н. Мешкова, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, Г. Г. Ряжского, Е. М. Кацмана и других. Они запечатлели образы руководителей нашей партии и государства, героев гражданской войны, деятелей науки и искусства, рабочих и крестьян, советской молодежи.
Такие произведения, как портрет Д. М. Фурманова, созданный С. В. Малютиным, «Председательница» художника Г. Г. Ряжского или «Партизан» Н. И. Струнникова, раскрывали лучшие черты советского человека, давали представление о красоте его духовного мира.
Новое появилось и в пейзаже. Правда, он не занимал в искусстве этих лет такого большого места, как жанровая или историческая живопись. Но тем не менее художники-пейзажисты стремились отразить измяняющийся облик советской страны, почувствовать дыхание современности, показать великую созидательную деятельность народа. Старейшие мастера К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, молодые художники Б. Н. Яковлев, В. Н. Мешков и другие создают целую серию картин, передающих красоту необъятных просторов родины.
Красочные пейзажи А. А. Рылова, пронизанные солнцем и воздухом, свидетельствовали о радостном, оптимистическом восприятии художником мира, о его любви и чуткости к красоте родной природы.
Пафосом возрождения хозяйства страны дышит интересный индустриальный пейзаж Б. Н. Яковлева «Транспорт налаживается». Большой и сложный путь прошло искусство молодой Советской республики. При неустанном внимании и заботе партии и правительства укреплялись принципы социалистического реализма, осуществлялся бессмертный завет В. И. Ленина: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

продолжение книги ...



При цитировании гиперссылка обязательна.