Импрессионизм в живописи


Импрессионизм Импрессионизм (от французского слова «impression» — «впечатление») - направление в живописи последней четверти XIX — начала XX века. Его представители стремились живописными средствами зафиксировать свои непосредственные впечатления от окружающей действительности в ее подвижности и изменчивости.

Импрессионизм родился во Франции в конце 1860-х гг. в среде молодых живописцев, которых перестали устраивать художественные цели и средства академизма. Впервые термин «импрессионизм» был использован применительно в произведениям художников, которые противопоставили Парижскому салону 1874 года независимую выставку картин, что было актом откровенного бунта против традиционного искусства.

Всего в выставке участвовало 30 художников (экспонировалось 165 работ). Одна из картин выставки Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (по-французски «впечатление» - «impression») и дала название новому направлению живописи.

Самыми известными импрессионистами были Эдгар Дега (1834-1917 гг.), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919 гг.), Клод Моне (1840-1926 гг.), Камиль Писсарро (1830-1903 г.), Альфред Сислей (1839-1899 г.), Берта Моризо (1841-1995 гг.) и др. Работы художников вызвали шквал критики со стороны критиков и публики, и не принимались официальными выставками. Импрессионистов упрекали в «незаконченности», «неряшливости» произведений, в безвкусии, в революционных настроениях и даже в аморальности. Импрессионисты выставляли свои произведения на собственных выставках группы вплоть до 1886 года.

Импрессионисты стремились показать в своих работах мгновенные эмоции, полученные от природы, от окружающей действительности. Они говорили, что ранее живописцы отображали окружающую действительность не так, как человек ее видит реально, а, скорее, так, как принято, с одинаковой точностью. На самом деле человеческий глаз может увидеть только небольшую часть окружающих предметов – остальная часть растворяется в игре света и цвета. В связи с этим импрессионисты отображали не столько сами предметы, сколько обволакивающую их атмосферу.

Они разработали «систему пленэра», т.е. писали исключительно под открытым небом, с натуры. Живописцы отказались от ясных контуров и черных теней, применяли в основном светлые и чистые тона, рисовали небольшими раздельными мазками, напоминающими запятые. Сливаясь, мазки давали впечатление дрожащего воздуха, вибрирующей игры солнца на морской волне, легкого дрожания листьев и т.д. («Пруд с утками», 1873 г., О. Ренуар; «Бульвар Капуцинок», 1873 г., К. Моне; «Вид на старую гавань в Гавре», 1874 г., К. Моне).

Художники-импрессионисты по-особому строили композицию картины. Нередко край полотна словно бы «обрезал» фигуру человека или другой предмет, - с помощью неожиданных ракурсов и срезов фигур подчеркивалось, что изображенная сценка – это случайно выхваченный кусок действительности.

Импрессионисты не искали для своих работ специальных занимательных сюжетов – они обращались к повседневным видам улиц, площадей и вокзалов, писали сельские и городские пейзажи, портреты современников разных сословий. Чтобы показать, как могут меняться состояния воздуха и света, художники-импрессионисты нередко писали полотна с одним сюжетом в разное время года и дня, демонстрируя совсем разные по настроению холсты (например, «Бульвар Монмартр ночью» и «Бульвар Монмартр. Весеннее утро» - полотна К. Писсарро, обе - 1897 г.).

На фоне классических полотен с изображением давно прошедших времен и каких-то значительных событий холсты импрессионистов, отображающие окружающую реальность, выглядели очень трепетными, непосредственными и свежими.

Обращение импрессионистов к разным сторонам повседневной реальности расширило рамки реалистической живописи. Стремление показать мгновенное состояние природы, освещенности, передать ритм города способствовало поиску новых, более выразительных, художественных средств. Это привело к освобождению палитры от гнетущей черной краски в пользу светлой и свежей гаммы цветов.

С течением времени, тем не менее, обнаружилась ограниченность творческого метода импрессионизма. Импрессионисты относились к предмету творчества скорее бесстрастно, пытаясь ухватить максимально полно лишь внешнюю сторону повседневной реальности. В погоне за точностью передачи сиюминутного ощущения терялась глубина и всесторонность познания мира. С середины 1880-х гг. импрессионизм начинает понемногу изживать себя. После 1886 г. группа французских импрессионистов распадается.

С этого времени французские художники начинают искать новые художественные приемы, которые помогли бы перейти от импрессионистической регистрации отдельных моментов жизни к отображению ее длительных состояний, выявлению материальных и духовных констант. Возникает движение постимпрессионизма, включающее несколько отдельных течений французской живописи конца XIX – начала XX века. К мастерам постимпрессионизма обычно относят Винсент ван Гога (1853-1890 гг.), Поля Гогена (1848-1903 гг.) и Поля Сезанна (1839-1906 гг.).

Официальное признание французский импрессионизм получил только в самом конце XIX века. Сегодня работы известных импрессионистов ценятся очень высоко и принадлежат коллекциям лучших музеев мира.

В конце XIX века наблюдается всплеск интереса к импрессионизму со стороны художников других стран. Импрессионистические черты – попытку передачи сиюминутного впечатления, обволакивающую текучесть формы, эскизность изображения – использовали в своей работе такие художники, как М. Либерман, Л. Коринт (Германия), А. Л. Цорн (Швеция), Дж. Уистлер (США).

Русский импрессионизм отличает от французского большая смысловая нагруженность и «деревенский» характер. Первой работой русского импрессионизма считается «Портрет хористки» К. А. Коровина (1861-1939 гг.), написанный художником в 1883 году. Импрессионистические мотивы есть также в творчестве Серова В. А., Левитана И. И., Малявина Ф. А., Рылова А. А., Грабаря И. Э. и др.