ИСКУССТВО ВЕЛИКОГО УСТЮГА


Искусство Великого Устюга Традиция украшать серебряные изделия чернью берет свое начало еще со времен Древнего Египта. Это искусство продолжало развиваться и во времена Римской империи, Византии. Позже, в раннем средневековье, этим искусством начали заниматься и в западной Европе, а к 10-11 веку дошло и до Киевской Руси.

В Киевской Руси искусство декорировать серебряные изделия чернью стало достаточно распространено.Чернь применялась для заливки фона вокруг изображенных на изделиях, таких как браслеты или ожерелья, силуэтов людей и животных. Если монолитные изображения выполнялись с помощью литья или чеканки, то контуры вокруг них - с помощью гравировки.

Позже, в начале 17 века, гравюра на металле выступает в роли самостоятельного приема при декорировании серебряных или золотых изделий.Чернь теперь заполняет линии рисунка на гравюре, отвечая общему строю нарядных изделий. В 18 веке графическое искусство всё более совершенствуется, усложняется.

Черненое серебро из Великого Устюга Все это оказало влияние на творчество мастеров из Великого Устюга, прославившихся своими прекрасными работами из черненого серебра. Их изделия приобрели свой художественный почерк.

По разнообразию предметов, их прекрасной форме, по изящному декорированию изделия из Великого Устюга выделялись не только в России, но и среди черневых изделий стран Европы. Одним из лучших мастеров черневого искусства в Великом Устюге считался Михаил Матвеевич Климшин. Также были известны и другие мастера ювелирного искусства - А.Мошнин и И.Жилин.

Работы мастеров 18 века характеризуются обильностью черного цвета на металле. Это было следствием того, что при работе использовалась очень частая штриховка линий. Мотив великоустюжских изделий того времени был созвучен и самому образу жизни дворянства и купечества. Всевозможные коробочки, табакерки и шкатулки были украшены сложным орнаментом, близким по стилю к рококо и барокко, соответствовавших манерам общеевропейского образца тех лет.

Изделия Великого Устюга К началу 19 века рисунки и орнаменты становятся проще, позолота в изделиях применяется все реже. Промысел начинает не выдерживать конкуренции с крупными предприятиями Петербурга и Москвы, и к концу века он затухает, а позднее и вовсе практически прекращается.

Возрождение великоустюжского искусства начинается в конце 20-х годов прошлого столетия, когда начал создаваться новый коллектив мастеров. Ассортимент выпускаемых изделий существенно увеличился, в работе стали использоваться новые сюжеты, появились новые мотивы орнамента. Разнообразие мотивов черневого рисунка, его большая выразительность способствовало созданию разнообразных ювелирных украшений.

Современные мастера черневого искусства Великого Устюга, работающие на фабрике "Северная чернь", успешно продолжают традиции старых мастеров.


© При использовании материалов гиперссылка обязательна.