Академизм в живописи


Академизм Академизм (от фр. academisme) – направление в европейской живописи XVI-XIX вв. Базировалось на следовании догмам классического искусства.

Представители академизма определяли этот стиль как живопись, созданную в традициях античного искусства и искусства эпохи Возрождения, только более усовершенствованную.

Работающие в стиле академизма художники огромное внимание уделяли классическому рисунку, а также умению грамотно построить композицию и перспективу. Для академизма характерно идеализации образа, скрупулезная проработка деталей и виртуозное исполнение при общей поверхностности замысла.

Среди первых живописцев – приверженцев данного направления живописи можно назвать итальянских мастеров братьев Лодовико Карраччи (1555-1618 гг.), Агостино Карраччи (1557-1602 г.), Аннибале Карраччи (1560-1609 гг.). Братья создали в Болонье школу живописи – «Академию вступивших на правильный путь (Academia degli Incamminati), ставшую центром художественного образования.

Преподаватели Академии брали за основу обучения наблюдение за природой, подражание великим Микеланджело, Рафаэлю, Тициану, Корреджо и др. Произведения самих художников, хоть и имели свой стиль, весьма напоминали знаменитые шедевры. Например, во фресках Лодовико Карраччи, написанных им для собора Санкт-Микеле-ин-Боско, очевидно подражание Карреджо и Пармиджанино.

Дальнейшее распространение академизма связано также с работой французской Королевской академии живописи и скульптуры, открытой в 1648 году в Париже, и с российской «Академией трех знатнейших художеств», которая с 1757 года работала в Петербурге. Система обучения, которая бралась за основу в каждой из трёх академий, основывалась на достижениях художников античной эпохи и эпохи Возрождения; стиль, присущий произведениям мастеров этих эпох, был признан идеальным. Сам термин «академизм» говорил о связи с античной культурой (Платоновская Академия – школа, организованная Платоном в 380-х гг. до н.э. вблизи Афин на месте захоронения мифического героя Академа).

Лидером европейского академизма называют французского живописца Жана Энгра (1780-1867 гг.). Работы Энгра в основном связаны с мифологической темой и историей античности. Обращение к мифологии и античности означало для художника восхищение идеальной безупречностью силы, красоты и чистоты образов. Художник заявлял, что развитие живописи, достигнув кульминации при Рафаэле, далее начало деградировать, и его, Энгра, задача – вернуть его на уровень, достигнутый в эпоху Возрождения.

Примеры самых известных работ Жана Энгра - «Большая одалиска” (1814 г.), «Апофеоз Гомера» (1827 г.), «Жанна д'Арк на коронации Карла VII» (1854 г.).

Другие представители европейского академизма в живописи - Уильям Бугро, Шарль Барг, Шарль Глэйр (Франция), Луиджи Муссини (Италия). Произведения академистов отличались поверхностным замыслом, но характеризовались виртуозным уровнем исполнения.

Русский академизм, при общем сходстве с европейским, имел целый ряд своих национальных особенностей. Основными чертами русского академизма конца XVIII-начала XIX века были: возвышенная тематика, избыточность форм, помпезность. Кроме библейских сюжетов, парадных портретов, салонных пейзажей, в России весьма распространенным явлением было изображение сцен из «боярского быта», портретов девушек в кокошниках и сарафанах и т.д. Российская академическая живопись во 2-ой половине XIX века содержала все больше элементов реализма и романтизма.

Ярким представителем российского академизма был Карл Брюллов (1799-1852 гг.). Придерживаясь в целом академического направления, живописец однако сумел расширить сюжетные рамки творчества далеко за пределы академизма. Чувство гармонии и радостного принятия жизни (полотно «Всадница», 1832 г.) сменилось ощущением тревожности, интересом к сильным страстям. В своем главном произведении «Последний день Помпеи» (1830-33 гг.) живописец во многом нарушает академические традиции, используя насыщенный колорит и напряженный драматический сюжет.

Среди известных представителей академизма в России – Ф. А. Бруни (1799-1885 гг.), А. А. Иванов (1775-1848 гг.), Г. И. Семирадский (1843-1902 г.), П. В. Басин (1793-1877 гг.).

Как направление живописи, академизм можно толковать неоднозначно. С одной стороны, он помогал сохранять и закреплять традиции старой художественной школы, учил бережному отношению к наследию прошлого. Академическая система образования содействовала формированию национальных художественных школ и воспитанию новых поколений талантливых художников – и в этом смысле ее можно было до определенного времени считать прогрессивным явлением.

С другой стороны, академизм содержал в себе опасность отрыва от современности, формирования застывшего, консервативного искусства, препятствующего развитию новых тенденций и течений. Уже с середины XIX в. система ценностей академизма, ориентированная на идеальные представления о прекрасном и далекая от реальности, стала явно противоречить развитию живого искусства. Это вызывало опасения, а затем и открытые протесты со стороны прогрессивно настроенных живописцев-новаторов.

Сам термин «академизм» приобрел негативное звучание, обозначая совокупность устаревших догм. Под ударами художников-реалистов (и русских передвижников, и зарубежных оппозиционно настроенных живописцев) академизм прекратил свое существование. Отчасти это направление живописи сохранилось в конце XIX и в XX веке в некоторых странах, в основном в формах неоклассицизма.

В последнее время в европейских странах, России и США наблюдается возвращение интереса к академической живописи XIX века и к ее развитию в XX веке. Современные вариации на тему академизма наблюдаются в произведениях таких российских живописцев, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Третьяков и др.