МОРЕТТО (1495 — 1554)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Могучая волна гуманистических идей в начале XVI века неотвратимо проникает и в северные области Италии, долее всего скованные традициями средневекового мышления. Это вызывает к жизни своеобразные варианты местных художественных школ, без которых представляется немыслимой полная картина итальянской культуры эпохи Высокого Ренессанса. Наиболее значительной из них оказалась брешианская живописная школа, которая развивалась в непосредственной географической близости с блестящим искусством Венеции.
Жизненная атмосфера Брешии, далекая от бурных катаклизмов, сотрясавших исторические судьбы таких крупных политических и художественных центров Италии, как Рим, Флоренция или Венеция, дала возможность созреть более умиротворенному, созерцательному отношению к действительности у брешианских живописцев. Их искусству не свойственно стремление к повышенной героизации и монументализации образов, к драматическим коллизиям сюжетных полотен.
В неподдельном интересе брешианцев к повседневному течению провинциальной жизни, в жанрово-бытовых оттенках восприятия мира дает себя знать общая для всех художественных школ Италии тенденция следования реалистическим принципам. Особенно ярко это проявилось в творчестве Алесандро Бонвичино, прозванного Моретто, которое впитало в себя все характерные свойства брешианской ренессансной школы. Жизнь Моретто, ученика местного мастера живописи Джироламо Романино, не отмечена никакими выдающимися событиями. Это нашло свое отражение в спокойном, несколько мечтательном характере его живописи, чуждом любым проявлениям драматизма и экспрессивности. Многочисленные заказные алтарные образы, выполненные им для церквей Брешии, отличаются завершенностью и строгим равновесием композиций.
Введение в них архитектурных атрибутов в виде арок и колонн, столь популярное в живописи Возрождения, усиливает ощущение статической неподвижности и вместе с тем торжественности изображаемого момента. С большой живостью и непосредственностью художник характеризует второстепенных действующих лиц картин, основываясь на личном наблюдении жизненных характеров и ситуаций. Как правило, религиозную тематику своих картин Моретто основывает на поэтическом ощущении мира, в силу которого священные сюжеты обретают большую достоверность, становятся ближе, доступнее восприятию зрителя. Не случайно в подобного рода композициях, как правило, связанных единой темой поклонения женщине (культ мадонны свойствен католицизму), Моретто в качестве фона вводит мотив итальянского гористого пейзажа.
Он стремится не только к интимно-лирическому истолкованию сюжета, но и к передаче глубокой связи человека с природой. Ощущением внутренней гармонии проникнуты такие картины Моретто, как «Явление мадонны пастуху» в Пантоне, «Святая Урсула» в церкви св. Клемента в Брешии, «Святая Юстина» в Вене и др.
Наиболее велика была популярность Моретто как мастера, написавшего серию портретов своих современников. И в этом жанре художник уходит от драматической напряженности в передаче характеров «сильных» личностей, от выявления резко индивидуального начала в их изображении. Его персонажей сближает между собой спокойно-созерцательное настроение.
В «Мужском портрете» 1526 года (Лондон, Национальная галерея) Моретто впервые в итальянском искусстве создает вариант парадного портрета в рост на фоне аксессуаров, ставших впоследствии классическими в этом жанре, — колонн и арок с прорывом в пространство. Однако общая репрезентативность парадной композиции снижается будничной и слегка расслабленной позой портретируемого, усердным перечислением деталей костюма, что настраивает на более прозаическое восприятие образа.
Характерное для мастеров провинциального круга стремление к интимной, камерной трактовке изображаемых персонажей не преодолевается даже в претендующих на значительность картинах подобного рода.
Некоторая статичность ранних портретов Моретто в период его творческой зрелости сменяется большей свободой и выразительностью, которые постепенно завоевывают ему славу одного из самых популярных портретистов Брешии. «Мужской портрет» 1540-х годов (Лондон, Национальная галерея) написан в ключе меланхолической задумчивости, заимствованной Моретто у венецианских мастеров круга Джорджоне и столь отвечавшей вкусам провинциальных заказчиков.
Моретто достигает изысканного разнообразия в своей палитре — от глубоких звучных красных и черных тонов до нежных розоватых и серебристых. Сочная, празднично-декоративная гамма усиливает эффектную парадность портрета. Вместе с тем он лишен той глубины и подлинной значительности чувств, которая свойственна лучшим примерам портретного искусства Возрождения. Общая картинность позы, скользящий поверх зрителя томный взгляд, подразумевающий мечтательное настроение героя, поверхностное, крайне условное изображение человеческих эмоций свидетельствуют об определенной узости художественных возможностей Моретто. И так же, как в картинах на религиозные темы, поэтическое начало в искусстве Моретто с наибольшей полнотой проявляется в композициях, где главным является женский образ. В данном случае — в женском портрете.
Портрет молодой женщины, созданный Моретто около 1535 года, исполнен чувства внутреннего благородства и простоты. В нем странным образом сосуществуют два начала: с одной стороны, стремление к эффектной выразительности в изображении одежды и фона, с другой — жанрово-бытовая трактовка внешности и характера модели.
Таким образом, провинциальная «отсталость» Моретто и художников его круга, их непроизвольный отказ от неуклонного следования существующим традициям крупных школ создали предпосылки для сложения в европейском искусстве нового жанра — бытового, который окончательно определился гораздо позже.


При цитировании гиперссылка обязательна.