В. В. КРАЙНЕВ (1879 — 1955)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Первое, что располагает к себе зрителя при знакомстве с творчеством Василия Васильевича Крайнева, — это его удивительная цельность. Она и в верности раз и навсегда избранной теме, и в постоянстве художественного мировосприятия, и в неизменном выборе изобразительных средств. Глядя на ранние работы художника, относящиеся к 1910-м годам, и на те, что завершают более чем полувековой путь Крайнева в искусстве, не перестаешь дивиться ясному и гармоничному развитию его дарования.
Вероятно, впечатления раннего детства, когда он вместе с отцом — кочегаром волжского буксира — целые месяцы проводил на борту парохода, наблюдая за пестрой разноголосой жизнью могучей труженицы Волги, сроднили его с пейзажами родной земли. Шумная сутолока причалов, великолепие восходов и закатов на реке, величие вечно изменчивого небосвода, луга, отмели и утесы проплывающих мимо берегов — все это не могло не увлечь одаренного ребенка. Правда, не волжский пейзаж стал впоследствии основной темой творчества художника, но именно он обусловил глубокое пристрастие Крайнева к мотивам русской природы.
С двенадцати лет пришлось Крайневу зарабатывать себе тяжелым трудом на жизнь, побывал он и в подмастерьях, и в грузчиках, и в кочегарах. Только в 1900 году рабочего-грузчика принимают в Казанскую художественную школу. После ее окончания, в 1909 году он поступает в Московское Училище живописи ваяния и зодчества и со второго года обучения попадает в пейзажную мастерскую, которой руководил А. М. Васнецов.
За свои ученические работы Крайнев дважды был удостоен денежных премий — имени С. М. Третьякова в 1912 году и имени И. И. Левитана в 1913 году. Его пейзажи завоевали высокую оценку и на 15-й периодической выставке Московском общества любителей художеств в Нижнем Новгороде (1915), и — в начале 1917 года — на выставке Московского товарищества художников в Москве. Крайнев всегда много работал на натуре, с раннего этапа творчества его этюды по преимуществу воспроизводят неяркие краски зимнего, осеннего или же пасмурного дня, они так и названы художником — «Зима в лесу», «Дождливый день», «Сосны осенью», «Пруд в пасмурный день», «Вечер в деревне»...
Работал он также и над жанровыми полотнами, в которых, как и в пейзажах, проявились характерные черты его живописной манеры. С одной стороны, его вещи отличает сдержанность колорита, а с другой — прорывающийся через кажущуюся монохромность темперамент живописца.
В холстах Крайнева есть особая цветовая звучность — то это терракотово-коричневая стена за серой, в белых бликах, водой («Платьемоечная у фабрики»), то звонкие желтые и розовые пятна в зеленовато-коричневом сумраке комнаты («За шитьем»), то яркий солнечный свет за окном («За стиркой»).
Однако с особой силой эти колористические свойства проявились в северных пейзажах, которым он почти безраздельно посвятил себя начиная с 1925 года.
Именно в соприкосновении со скудной, суровой природой Севера проявились лучшие качества его палитры. Он сумел извлечь из сумрачного северного неба, из лиловато-серой скалистой породы, из отливающих свинцом ледяных вод Заполярья поэзию особого склада и ритма. И вовсе она не бедна красками, эта природа, просто каждый проступающий в ее ландшафте оттенок, каждый световой блик приобретает благодаря тонкому лирическому чувству автора особую ценность.
Такова, например, картина «Горное озеро в сумрачный день» (1926). Мятежные сизые тучи над серым пятнышком озера, сжатого кольцом рыжевато-оливковых скал, — вот и весь мотив, но он разработан в таких мягких цветовых отношениях, так постепенно один оттенок переходит в другой, так музыкально отзывается неподвижная вода в узкой щели озера на тревогу небесной шири, что почему-то начинает щемить сердце. Из ежегодных поездок на Север художник привозил множество этюдов, рисунков, акварелей, сделанных с натуры. Многие из них послужили в будущем материалом для больших полотен. Здесь хочется привести лишь несколько названий, характеризующих изобразительную географию Крайнева: «Становище, Александровск», «Тундра», «Гавань Полярное», «Мурманский берег», «Хибины», «Нивстрой близ Кандалакши», «Мурман», «Заполярье. Северная бухта».
Июнь 1941 года оторвал Крайнева от любимых мест, как и большинство его собратьев по искусству, он стремится в годы войны вложить и свой труд в дело победы над врагом, создавая произведения, отражающие военный быт народа («Красная Армия в лесах Карелии», «Линкор «Марат» на защите Ленинграда», «С подарками на фронт»).
После Отечественной войны Крайнев по состоянию здоровья уже не мог совершать поездки на Север. Но и в последнее десятилетие жизни, с трудом владея своими полупарализованными руками, старый художник в условиях мастерской сумел в своих полотнах воспроизвести свежесть непосредственного восприятия природы, широко используя все свои многочисленные наброски с натуры, сделанные на Севере.
Так же, как и в более ранних вещах, здесь не встречается изображение человека, но в величественных образах таких полотен, как «Северная ночь» (1953), «Перед штормом» (1952) или в последнем — «Становище» (1955), зритель ощущает то волнение, которое испытал художник перед ликом природы.


При цитировании гиперссылка обязательна.      В представленном каталоге starbau.by можно подобрать цвета натяжных потолков.