Б. КРЕЧМАР (Род. 1889 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


«Разрушив и отбросив все, что было найдено прежде и не удовлетворяло меня, я научился в глубоком ощущении счастья познавать мир вещей, доступных восприятию, как символ их посюсторонней духовности, претворять в органическое единство непосредственно увиденное и эстетически познанное. Даровать всему, что предстает пред глазами, некий духовный смысл — в этом глубинная суть всех моих устремлений. Жестокие испытания выпали на долю нашего поколения. Изменилась жизнь и сознание людей. Но неизменной осталась задача художника — возможно более полно преобразовывать многообразие вещей в единство художественного произведения».
В этих словах выражено кредо немецкого графика и живописца Бернхарда Кречмара. Пытаясь проанализировать его творчество, поражаешься, как плавно, закономерно и естественно развивается оно, насколько неколебимы эстетические принципы мастера, как неизменно высок художественный уровень его произведений. Но за видимым объективизмом и спокойствием его искусства стоят глубочайшие потрясения, большие перемены, произошедшие в мире и в его личной судьбе.
Первое начальное художественное образование Кречмар получил в дрезденской школе прикладного искусства (там же учились его друзья, художники Отто Дике и Отто Грибель), завершал он его в Дрезденской Академии художеств.
Путешествие по южной Германии, Италии и Испании значительно расширило его эстетический кругозор. В юности Кречмар, находясь под влиянием своего учителя Карла Бантцера, работал в духе импрессионизма. Он чувствовал живой интерес к урокам колоризма, к проблеме соотношения цвета и света в картине. Впрочем, непосредственно судить о ранних работах Кречмара трудно, поскольку сам художник, не удовлетворенный созданным, уничтожил многие из них.
Зрелым художником Кречмар стал вскоре после первой мировой войны. Кречмар сочувствовал эстетической программе, выработанной группой «Новый дрезденский сецессион», но не входил в ее состав, предпочитал держаться в стороне от различных группировок, считая, что это вредит индивидуальности художника. Дружба и тесные творческие контакты связывали его с искусствоведами и критиками Рихардом Гаманом, Юлиусом Мейер-Графе, Паулем Вестгеймом.
Кречмар избегал суеты большого города, в своих гравюрах и картинах он изображал тихие улочки своего родного Дебельна, а затем Гострица — окраины Дрездена, где он прожил почти всю жизнь и который был одной из важнейших тем его творчества. 20-е годы для Кречмара — время создания больших графических серий.
Типичен для наследия экспрессионизма выбор тем — автобиографичность серий «Моя жизнь», «Пережитое», интерес к автопортретному изображению. Распространенные в искусстве этого времени темы города, жизни маленьких людей в городе в интерпретации Кречмара обретают новое звучание.
Чаще всего художник работает в технике гравюры, выполненной сухой иглой. Эта техника требует большой точности рисунка и графического изящества, она почти не позволяет объемно моделировать форму, и в то же время дает впечатление рисунка пером. Как и многие другие художники — его современники, Кречмар привносит в свое искусство элемент социальной сатиры и гротеска, но это не становится для него самоцелью, находясь в соответствии с эстетическими задачами. Герои художника — жители окраин: мелкие ремесленники, абыватели, рабочие, торговцы. Гравюра «Обед», где изображены три гротескно трактованные фигуры на фоне фабрики, в далекой перспективе переулка, стиснутые домами, — один из примеров такой трактовки.
Для творчества Кречмара этого периода характерно стремление к сложному перспективному построению, сплачиванию предметов, сопоставлению размеров. В гравюре «Сигарочники» огромные, гротескно искаженные, уродливые фигуры людей втиснуты в маленький интерьер. Изображение людей кажется от этой стесненности — монументальнее.
Графическим циклам Кречмара присуща повествовательность с морализаторским оттенком. Такова серия «Смерть секретаря» (которую нацисты включили в число экспонатов выставки произведений «Выродившегося искусства»). Гравюра «Похороны» из серии «Вокруг мертвеца» исполнена в технике акватинты, позволяющей достигать более живописной трактовки листа и вводить черные тени. В живописных произведениях Кречмара те же темы приобретают несколько другое звучание. В них нет того остросатирического социального смысла, какой обязательно присутствует в гравюрах; место сатиры заступает мягкий юмор.
Густые, напоминающие мозаику мазки смягчают суховатую строгость рисунка. Если в гравюре для Кречмара главное — проблема пространства, то в таких картинах, как «Улица в Дебельне» или «Синагога в Дрездене», его главным образом интересует движение, взаимоотношение маленьких, почти игрушечных фигурок людей. Сатирические нотки продолжают звучать в жанровых картинах «В магазине готового платья», где художник использует мотив зеркального отражения, и «Гость прошеный и непрошеный» со сложнейшей игрой и сопоставлением открытого и закрытого пространства.
В картине «Взобравшиеся наверх» само название разъясняет содержание картины с критическим отношением к фашистскому режиму: поднимающиеся по лестницам трубочисты, маляры и мойщики окон противопоставляются выставленным внизу, в витрине книгам Гитлера и Муссолини.
Нацисты считали искусство Кречмара «вырожденческим», запрещали художнику работать. Судьба его произведений, находившихся в мастерской, сложилась трагично: многие из них погибли во время бомбардировки Дрездена в 1945 году.
После окончания второй мировой войны начинается новый период творчества художника. Из его искусства исчезают скептицизм, сатирическая критичность; он все чаще обращается к столь любимому им городскому пейзажу («Шанхай»). Часто он изображает жизнь окраин или воссоздает панорамные виды Эльбы в живописи и графике. В картинах этих лет Кречмар возвращается к тому, с чего он начинал,— к импрессионистической технике. Таковы «Утро в Гострице», 1947 года, «Вид Брюльшер-Террасы», «Вид Ейзенхюттенштадта» (один из редких в творчестве художника примеров обращения к индустриальным мотивам); радостные, напоенные светом натюрморты 60-х годов.