И. С. ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ (1873 — 1954)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Творчество Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова с полным основанием можно рассматривать как некое звено, соединившее «век нынешний и век минувший». Это был художник, через всю свою долгую жизнь пронесший незыблемыми принципы передвижничества. Ни в годы расцвета «Мира искусства», ни в пору «Бубнового валета» или «Голубой розы», ни позднее, во время распространения конструктивизма, его не коснулось ни одно из новых веяний искусства XX столетия. А между тем он родился и вступил в художественный мир в те же годы, что Рерих и Бенуа, Добужинский и Кончаловский, Борисов-Мусатов и Петров-Водкин...
В 1890 году бывший буфетный мальчик Иван Горюшкин (фамилия Сорокопудов прибавилась к его собственной, когда круглого сироту приютили у себя дальние родственники Сорокопудовы) поступил в Астраханскую художественную школу, основанную учеником знаменитого Перова — П. А. Власовым. Так началась для него пора ученичества, продолжавшаяся с 1895 года в Петербурге в Академии художеств, где произошли к тому времени разительные перемены.
К воспитанию молодого поколения были привлечены выдающиеся реалисты — Репин, Шишкин, Куинджи, В. Маковский, Матэ. Мастерская Репина, куда в 1900 году перешел Горюшкин-Сорокопудов, стала настоящим художественным центром Академии. Влияние Репина на молодого живописца было столь сильным, что сохранилось до последних лет жизни.
Еще в 1913 году Репин сделал следующую надпись на своей фотографии, подаренной ученику: «Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Горюшкину-Сорокопудову».
В годы, последовавшие за окончанием Академии, Горюшкин-Сорокопудов удачно работает в портретном жанре, используя при этом не только технику масляной живописи, но и пастель, уголь и особенно офорт, которым он усиленно занимался у В. В. Матэ. К числу его лучших работ того времени следует отнести картину «Скрипач» (1902).
Портрет немолодого мужчины, сделанный в 1907 году углем, свидетельствует об умении художника вскрыть психологию человека, создать его убедительную характеристику. Хорошо передано им выражение вдумчивой сосредоточенности, взгляд человека, погрузившегося в свои размышления. Автор активно использует светотень, объемно вылеплена голова портретируемого, его костюм оставлен слегка обозначенным. Все это вместе взятое несомненно содействует цельности впечатления.
В зрелые годы Горюшкин-Сорокопудов снова обратился к портретному жанру («Автопортрет»). В течение пятнадцати лет многие вещи Горюшкина-Сорокопудова систематически воспроизводились в дореволюционных периодических изданиях, главным образом в «Ниве», он занимался также иллюстрациями, в частности, иллюстрировал рассказы Глеба Успенского.
Революция 1905 года не могла не отразиться на творчестве демократически настроенного художника, он создает картины «Баррикады в 1905 году», «Погром барской усадьбы», «Горе», «Шлиссельбургская тюрьма» и ряд эскизов и рисунков, рассказывающих о героизме народа и о трагической развязке генеральной репетиции Октября.
Большое место в художественном наследии Горюшкина-Сорокопудова занимают произведения, сюжеты которых возвращают нас в далекое прошлое отечественной истории. Он пишет воображаемый портрет князя Игоря, разрабатывает тему плача Ярославны, воскрешает картины древнего Углича, городские сцены XVII столетия, базара в старом городе.
Но в отличие, скажем, от Рябушкина, Кустодиева, Юона, Нестерова, извлекавших из образов национальной старины свой особый поэтический мир, Горюшкин-Сорокопудов остается только добросовестным бытописателем. В 1908 году художник переезжает из Петербурга в Пензу, и вся его дальнейшая жизнь связана с этим городом.
Сразу после революции он решительно становится в ряды художников, стремящихся воплотить в своем искусстве ее великие идеи. Он пишет для Пензенского губисполкома большое полотно «Выступление Ленина», работает над картиной «Торжество революции», над серией эскизов к картинам «Похороны Ленина» (1930—1935).
Последний период жизни художник целиком отдает педагогической деятельности, он один из самых уважаемых преподавателей Пензенского художественного училища, а с 1942 по 1947 год занимает в нем пост директора. Заслуги Горюшкина-Сорокопудова высоко оценены советским правительством, в 1943 году в связи с 70-летием ему присваивается почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.


При цитировании гиперссылка обязательна.      Где получить кредит на карту онлайн срочно?