Я. ВАН ДЕ КАППЕЛЛЕ (1624/25 — 1679)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Эжен Фромантен так писал когда-то о развитии голландского пейзажа: «Тот, кто говорит о каком-нибудь одном уголке северной страны с водою, лесами, морскими горизонтами, тем самым говорит о вселенной в миниатюре. Самая маленькая страна, изученная добросовестно, согласно вкусам и инстинктам наблюдателя, превращается в неисчерпаемую сокровищницу, изобильную, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато ими человеческое сердце. Голландская школа растет и работает так в течение целого столетия».
В самом деле, пейзажная живопись в Голландии XVII века пережила период необычайного расцвета. В европейском искусстве эта страна стала вторым по времени возникновения (после французского классического пейзажа XVI века) и первым по своему значению центром развития пейзажного жанра. У голландских пейзажистов учились мастерству и реалисты XIX века, и импрессионисты, и многие современные художники.
В истории искусства голландских художников XVII века принято называть «малыми» голландцами. Это название возникло в XIX веке, когда стали пристально изучать искусство прошлого и было обнаружено множество неизвестных дотоле имен. Художников назвали «малыми» голландцами, так как каждый из них специализировался в очень ограниченной области живописи. Но теперь мы знаем, что эти мастера даже в самом малом умели быть великими и разрешать великие проблемы человечества. К «малым» голландцам принадлежит и Ян ван де Каппелле.
Ван де Каппелле был богатым человеком, содержал мастерскую по изготовлению красок, был коллекционером и большим любителем искусства. Поэтому живописью он занимался только для своего удовольствия.
Мы не знаем, у кого учился ван де Каппелле. Возможно, он был самоучкой, но его искусство формировалось под явным влиянием Виллема ван де Вельде и особенно Симона де Влигера, одного из ведущих голландских маринистов XVII века. С последним ван де Каппелле был в тесных дружеских отношениях.
В коллекции художника, помимо большого количества рисунков Рембрандта и Хальса, были произведения де Влигера. Незаурядный талант, постоянное общение с искусством, страсть к живописи сделали ван де Каппелле подлинным мастером своего дела. Всю свою жизнь ван де Каппелле писал марины, то есть морские пейзажи. Сюжетная и профессиональная специализация среди голландских мастеров была столь строгой, что ему даже не приходило в голову рисовать лесные пейзажи или сцены городской жизни. Но уже в своей узкой области живописи художник стремился достигнуть совершенства и вершин мастерства.
Философски-созерцательные пейзажи ван де Каппелле всегда отличаются одинаковым эмоциональным тоном, сдержанным и спокойным. Изображенная в них природа тоже соответствует настроениям художника. Она всегда тиха, бесстрастна, немного однообразна. В его картинах всегда широкие горизонты, открывающиеся вдаль панорамы и огромное, главенствующее над всем небо.
Живописец стремился создать эпические по характеру и космически всеобъемлющие по духу образы. Ведь в каждом пейзаже заключено для него ощущение всего мира. По данным последних искусствоведческих исследований, ван де Каппелле создавал свои пейзажи не в мастерской, как большинство его современников, а писал их с натуры. Интересно, что помимо множества бытовых деталей, схваченных острым взглядом мастера, в его пейзажах всегда присутствует изображение какого-нибудь исторического события или мифа. Но это изображение столь незначительно в композиции или облечено в столь обыденно-бытовую форму, что его порой можно просто не заметить. Возможно, что любовь к истории и мифологии привил художнику Рембрандт, его старший современник и большой друг. А может быть, это было одним из проявлений охватившего голландское искусство середины XVII столетия стремления к большей монументальности и возвышенности стиля.
Если составить вместе все пейзажи ван де Каппелле, а их сохранилось довольно много, то получится огромная панорама. В ней мы найдем все необходимые атрибуты морского пейзажа. Тут будут и большие парусники, и рыбачьи лодки, и сети, поставленные около берега, и едва заметные на горизонте армады судов. Мы увидим также спокойные озерные воды, тихая гладь которых отражает пасмурное небо или громадные серые облака («Тихое озеро»). Человек среди этой подавляющей своей бесконечностью природы — всего лишь одна из составных частей гигантского космического механизма. А сама природа в полотнах художника предстает, как сказал Фромантен, «вселенной в миниатюре».


При цитировании гиперссылка обязательна.