Н. П. КАНДЕЛАКИ (1889 — 1970)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Канделаки принадлежит особое место в развитии художественной культуры Грузии. Яркий, самобытный человек, талантливый ваятель, незаурядный педагог, он и своим творчеством и своей преподавательской деятельностью сыграл большую роль в процессе формирования грузинского реалистического искусства. Его наряду с Я. И. Николадзе можно по праву назвать одним из зачинателей советской грузинской скульптуры.
Николай (Николоз) Порфирьевич Канделаки родился в местечке Кулаши (ныне Самтредского района). Его отец Порфирий Иванович Канделаки много времени и сил отдавал просветительской деятельности, способствовал открытию в округе нескольких начальных школ. В них Порфирий Иванович Канделаки преподавал грузинский язык.
Человек образованный, широкомыслящий, он старался дать ученикам знание не только родного языка, но и естественных наук. Атмосфера родного дома — атмосфера любви к науке, отечественной культуре, глубокого уважения к родному народу — оказала большое влияние на формирование личности будущего скульптора. Воспринял он и тот дух свободолюбия, который не был чужд его родным.
Воображение романтически настроенного юноши волновали и будоражили образы пирали — своеобразных грузинских робин-гудов. Канделаки вспоминал, как по ночам они появлялись в их доме — таинственно выходили из тьмы ночи, закутанные в бурки, «принимали трапезу» и опять бесшумно уходили в ночную мглу.
Неуемное, пылкое вольнолюбие Канделаки проявилось уже в годы пребывания в Кутаисской гимназии. Он принимает участие в волнениях, начавшихся в стенах гимназии в январе 1905 года, а затем распространившихся на весь город, и в других революционных акциях учащейся молодежи. В результате юноша был исключен из гимназии с волчьим билетом. В 1910 году Канделаки отправился в Петербург. Здесь ему удалось стать вольнослушателем Психоневрологического института. Однако завершить учебу ему не удалось. Он вновь поглощен общественной жизнью.
В 1912 году Канделаки принял участие в политической демонстрации, организованной в знак протеста против расстрела рабочих на Ленских приисках, и был, правда, ненадолго, «препровожден» в Литовский замок. Институт пришлось оставить.
Страстность, бескомпромиссность, неукротимость духа, активное, увлеченно-заинтересованное восприятие жизни, бурный, неукротимый темперамент он сохранил до конца дней. Эти черты личности Канделаки влияли на то, как складывались его отношения с коллегами, учениками, людьми, с которыми ему просто приходилось соприкасаться, накладывали отпечаток на его понимание искусства и своего места в нем. Врачом, ученым Канделаки стать не пришлось. Но, изучая в институте анатомию, он пристрастился к рисованию. И это увлечение определило его дальнейшую судьбу.
Канделаки решил стать художником. На короткое время он поступил в мастерскую живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Однако настоящую художественную школу Канделаки прошел позже. В 1922—1926 годах он учится в ленинградском Вхутеине (бывшей Академии художеств) у прекрасного скульптора А. Т. Матвеева. Уроки Матвеева очень много дали Канделаки, который до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал своего замечательного наставника. Уроки Матвеева научили его любить, уважать и, главное, понимать натуру, чувствовать конструктивное начало, в ней заложенное, всегда стремиться к достижению пластической выразительности формы и добиваться того, чтобы она строго соответствовала характеру решаемой в каждом отдельном случае художественной задачи. В 1926 году, окончив институт, Канделаки вернулся в Тифлис. С этого же времени практически началась и его многолетняя плодотворная педагогическая работа.
Основная часть произведений, созданных Канделаки, — исполненные с натуры портреты его земляков и современников. Он является также автором нескольких фигурных композиций. Своеобразие места, занимаемого его искусством в богатом достижениями грузинском скульптурном портрете, определяется тем, что Канделаки прежде всего мастер портрета монументального («Портрет горняка»). Монументальность — определяющее внутреннее качество работ скульптора, обусловленное тем, что он всегда крупно, масштабно, в ее главных чертах воспринимал человеческую личность и прекрасно владел законами построения большой пластической формы. Его решения всегда просты и сдержанны. Он не дробил объемы, не отвлекался на изображение деталей второстепенных. Канделаки всегда прорабатывал форму сильно и обобщенно, стремясь подчеркнуть внутреннюю взаимосвязь отдельных частей, логику соотношений объемов и масс, выявить основнью членения, создать лаконичный, цельный силуэт. При этом, остро чувствуя пластическую силу скульптурной формы, он лепил ее смело, свободно, добиваясь индивидуальной неповторимости каждого решения.
Своеобразная героическая приподнятость присуща портретам артиста Акакия Хоравы (1948), художника Ладо Гудиашвили (1955), Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина (1949). Более чем за сорок лет педагогической деятельности в стенах Тбилисской Академии художеств Канделаки дал нескольким поколениям грузинских скульпторов точное понимание возможностей и законов портретного жанра, привил любовь к нему. Но, пожалуй, еще важнее и значительнее то обстоятельство, что Канделаки помогал молодежи учиться видеть, понимать, чувствовать и натуру, и пластическую форму так, как ее должен воспринимать, видеть, ощущать художник-монументалист. Так он воспитал целую плеяду скульпторов-монументалистов, составляющих славу грузинского искусства.
За успешную творческую и педагогическую работу Канделаки был удостоен звания народного художника Грузинской ССР.


При цитировании гиперссылка обязательна.