X. КУНА (1879 — 1945)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


На пути к большому искусству Хенрыку Куне пришлось преодолеть немало трудностей. Он родился и вырос в еврейском гетто в Варшаве. Его среда с раннего детства — ремесленники, мелкие торговцы, отделенные и собственными и чужими предрассудками от остального мира. Предки Куны — цадики и раввины, и сам Куна должен был стать раввином. Однако юноше, самодеятельно лепившему фигурки из глины, любившему вырезать что-то из дерева, случай помог изменить предначертанную традицией судьбу.
Скульптурки Куны увидел его знакомый доктор — поляк, близкий к художественным кругам Варшавы. Он поразился недюжинному дарованию, открывшемуся в этих поделках, и стал настоятельно рекомендовать юноше учиться, обещая свое содействие.
Навлекая гнев близких, Куна порывает с верой своих отцов, запрещавшей создавать изображения людей и животных. На деньги, собранные покровителями, несостоявшийся раввин едет учиться в Краков, в Школу изящных искусств. Учителем Куны становится известный в свое время скульптор К. Лашка.
Юноша постигает у него технику лепки в глине и гипсе, технологию отлива скульптуры в бронзе. Быстрые успехи и награды, полученные за ученические работы, делают возможной поездку в 1903 году в Париж.
Париж становится откровением для Куны. Лувр, выставки, современное искусство. Но самое сильное впечатление производит на него творчество Родена. Молодой художник целиком попадает под его влияние. Импрессионистическая лепка, богатая светотень и подчеркнутый пафос вскоре становятся характерными чертами скульптур Куны.
Известность художника на родине растет. Юношей, сумевшим преодолеть предрассудки и обычаи замкнутого мирка гетто, заинтересовалась известная польская писательница Элиза Ожешко; по ее приглашению Куна в 1908 году проводит несколько недель у нее в гостях в Гродно. Там молодой скульптор лепит портрет писательницы, позднее отлитый в бронзе. В 1911 году польский скульптор снова едет в Париж. Как и в первый раз, Париж производит переворот в его искусстве. В эти годы ваяние открывает для себя новые ценности — спокойствие и уравновешенность масс, красоту замкнутого контура, обобщенность форм. Мастера черпают вдохновение в архаической скульптуре Древней Греции, в скульптуре народов Африки.
Куну завораживает также работа в твердом материале — скульптура в XX веке быстро восстанавливает и осваивает традицию ваяния, отказываясь от глины и предпочитая камень, мрамор, дерево. Как истовый ученик, Куна проводит многие часы в каменотесной мастерской, приобретая умение тесать камень, обрабатывать мрамор. Впоследствии скульптор говорил, что в этой мастерской он научился «двум вещам: знакомству с материалом и труду... И еще... тому, что камень имеет душу...».
К польскому мастеру приходит международная известность — на XII Биеннале в Венеции итальянское правительство покупает его работу. Произведения Куны приобретает французское правительство, коллекционеры Франции, Англии. В 1922 году Куна становится одним из основателей группы «Ритм», польского художественного объединения, программно декларирующего свою приверженность к традициям и искусству старых мастеров. Одна из самых известных неоклассицистических работ Куны так и называется «Ритм» (1925), это фигура обнаженной женщины, задрапированной в ткань.
Скульптура привлекает гармонией и певучестью линий, красотой силуэта, мягкой экспрессией жеста. За это произведение скульптору была присуждена Гран-при на Международной выставке декоративных искусств и промышленности 1925 года в Париже. Другое произведение Куны, «Аталанта», создано в 1930 году. Эта мраморная фигура девушки, похожей на польскую крестьянку, несколько стилизованная под архаику, воплощает тот идеал спокойствия, сложного уравновешенного движения, который сформировался в зрелом творчестве Куны.
После третьего длительного пребывания в Париже (1924—1930), приехав в Польшу, Куна приступает к работе над памятником Адаму Мицкевичу для Вильно, создание которого ему было поручено в результате победы на конкурсе в 1931 году. Скульптор лепит модель монумента, приступает к ваянию рельефов, обрамляющих постамент колонны, которая должна была нести статую польского поэта. Разразившаяся вторая мировая война привела к уничтожению уже готового монумента — гитлеровцы вывезли его из Вильно.
Долгие годы войны Куна принужден был скрываться. В варшавском восстании погиб его единственный сын. После освобождения Польши скульптор готов был включиться в новую жизнь страны, он стал профессором ваяния в университете Торуни, но силы художника были подорваны, и прожил он недолго.


При цитировании гиперссылка обязательна.