Т. ЧИППЕНДЕЙЛ (1718 — 1779)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


С именем Чиппендейла связан расцвет яркого и самобытного искусства мебели в Англии XVIII века. Впервые в истории европейской мебели прочно вошедшее в обиход наименование стиля оказалось производным от фамилии мастера: «стиль чиппендейл» утвердился в истории декоративно-прикладного искусства наряду со «стилем Людовика XV», «рококо», «ампиром» (как правило, их истоки находились во Франции).
Чиппендейл был потомственным мебельщиком и резчиком по дереву: его отец занимался тем же сначала в Ворчестере, потом в Лондоне. А в 1749 году и Томас Чиппендейл открыл собственный магазин и скоро стал обслуживать широкий круг заказчиков.
Он был одним из первых и самым прославленным мастером-краснодеревцем, ибо до начала XVIII века мебель исполнялась главным образом из бука, дуба, ореха, ясеня. Красное дерево впервые попало в Европу только в 1725 году, когда капитан одного английского судна привез его в качестве балласта с острова Ямайка.
Необыкновенно красивая текстура красного дерева, выявляющаяся при полировке и вощении, его твердость и прочность, несмотря на дороговизну, скоро сделали его излюбленным материалом мебельных мастеров всех европейских стран.
Первым среди них оказался Томас Чиппендейл. Он сочетал в себе достаточно развитую художественную фантазию и свойственное архитектурному мышлению чувство пропорций с умением уловить изменения общественных вкусов и потребностей. В лучших образцах его мебели изящество и легкость сочетаются с целесообразностью и комфортом, к которым особенно тяготела разбогатевшая английская буржуазия.
Искусство мебели во все времена развивалось как отзвук, «эхо» архитектуры, отражая ее стилевые поиски, эволюцию пространственных и тектонических представлений, отношение к декору. Английские архитекторы XVIII века особое внимание уделяли интерьеру. Представительность, солидность парадных комнат должны были свидетельствовать о достатке и благополучии хозяев, удобство и комфорт личных покоев — соответствовать образу жизни владельцев. В этой связи первостепенное значение получают мебель, декоративные ткани, посуда.
И в архитектуре и в декоративно-прикладных искусствах середины века наблюдалось увлечение китайскими мотивами и готикой, сочетавшееся с французским воздействием, где господствовал прихотливый и изощренный стиль рококо. Пристрастие к свободным по планировке паркам (они впоследствии получили название «английских») происходило также под воздействием садового искусства Дальнего Востока. Архитектор Чемберс выпустил альбом с чертежами, где чисто европейские по конструкции здания предлагалось декорировать орнаментом в китайском стиле, а садовые беседки, павильоны завершать кровлями с изогнутыми концами и скульптурными изображениями драконов, фениксов, экзотических «восточных» чудовищ.
Всеобщего увлечения китайскими мотивами не избежал и Томас Чиппендейл, особенно в 40-х и 50-х годах. В его мастерской исполнялись кровати с пышными балдахинами, напоминавшими крыши китайских дворцов и пагод, резными спинками, имитировавшими балюстрады китайских мостиков. Еще в первые десятилетия XVIII века в мебели Голландии, много торговавшей с Дальним Востоком, появились элементы, взятые из китайской мебели. Это были изогнутые ножки стульев и кресел с утолщением в верхней и нижней частях и опорой в виде птичьей лапы, сжимающей шар. Именно эта деталь была использована Чиппендейлом и стала одной из характерных особенностей его стиля.
Но, в отличие от голландской мебели, Чиппендейл использовал этот мотив не просто как декоративный. Он подошел к задаче как архитектор, переосмыслив всю конструкцию предмета, сочетание несущих и несомых частей, их пропорциональное соотношение. В результате, по сравнению с мебелью предшествующего периода (так называемого «стиля королевы Анны»), его изделия стали гораздо легче, проще, изящнее. Спинки стульев делались теперь ниже, изогнутые боковые стойки в верхней части развертывались наружу и соединялись перекладиной в виде лука купидона. Эта перекладина, а также утолщение верхней части ножек стула украшались резьбой в невысоком рельефе.
Резной декор мебели из ореха, дуба, бука обычно был более выпуклым. Твердость нового материала — красного дерева — диктовала и новые качества орнаментации, более спокойной и сдержанной. Характерным признаком стульев и кресел «стиля чиппендейл» была спинка в форме вазы с прорезным узором. Диваны, как правило, не имели сплошной спинки и представляли собой как бы соединенные вместе два или три кресла.
Мастерская Чиппендейла, где работало много столяров-краснодеревцев, исполняла все виды мебели и полностью обставляла особняки по всей Англии, варьируя свои основные образцы в соответствии с возможностями и вкусами заказчиков.
Особенное распространение «стиля чиппендейл» началось после 1754 года, когда знаменитый мебельщик выпустил альбом — руководство со 160 гравированными рисунками (его помощниками были Генри Копланд и Маттиас Локк). Альбом оказался столь популярным, что на следующий год был переиздан, а затем снова увидел свет в 1762 году в расширенном виде.
В отличие от более ранних подобных альбомов, обычно в основном посвященных архитектуре и лишь в небольшой части — мебели, Чиппендейл целиком посвятил его всем видам мебели и тем самым дал возможность обычным мастеровым не только в Англии, но и в других странах (особенно в Скандинавии и Америке) работать по прекрасным образцам.
Вскоре сотни изделий «стиля чиппендейл» появились на свет, и среди этой массы нелегко теперь выделить произведения самого Томаса Чиппендейла — ведь изделия не подписывались. Но слава этого мастера только утвердилась в этой множественности повторений его идей, а наименование стиля мебели, ставшее хрестоматийным, обессмертило его имя.


При цитировании гиперссылка обязательна.