В. ОЛСТОН (1779 — 1843)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В конце XVIII — начале XIX века Америка совершала трудный переход от бывшей английской колонии к независимому государству. В стране складывались национальные художественные школы, и наряду с полностью оцененным только в наши дни «самодеятельным искусством» активно развивалась профессиональная живопись. Источником ее традиций, стилей и приемов для американцев этой эпохи оставался еще «Старый Свет» — прежде всего Англия и Италия.
В конце XVIII века талантливый исторический живописец Бенджамен Уэст добился большого успеха и сменил знаменитого Д. Рейнольдса на его посту президента Королевской Академии живописи. С этого времени Уэст становится учителем нескольких поколений американских художников. В числе любимых его учеников был Вашингтон Олстон, которого справедливо считают самым крупным представителем раннего американского романтизма.
Олстон родился в Южной Каролине, в богатой патрицианской семье. Родители всячески противились рано пробудившемуся у юноши стремлению к искусству. Тем не менее после окончания традиционного для молодых аристократов Гарвардского колледжа Олстон решил посвятить себя живописи и вопреки желанию семьи в 1801 году уехал в Лондон. Здесь он поступил в Королевскую Академию, а после трехлетнего обучения у Уэста отправился на материк — сначала во Францию, а затем в Швейцарию и Италию. В Париже молодой художник ознакомился с коллекцией Лувра, причем наибольшее впечатление на него произвели венецианские колористы, а также Н. Пуссен, Клод Лоррен и Сальватор Роза; в Швейцарии его покорило величие альпийских пейзажей.
Затем Олстон провел четыре года в Риме (1805— 1808), работая над пейзажами и мифологическими сценами. Он изучает творчество Рафаэля и Микеланджело, а также античную и современную скульптуру (среди его друзей был скульптор Б. Торвальдсен). Глубоко восприимчивый к поэзии и романтическим веяниям века, он сблизился с жившими в Вечном городе поэтами и писателями романтического направления — В. Водсвортом, Б. Саути и особенно с В. Ирвингом и С. Т. Кольриджем.
В 1809 году художник поехал на родину, но вскоре вновь оказался в Лондоне, вместе с женой и молодым учеником С. Морзе (будущим известным живописцем и изобретателем телеграфа). Наконец в 1818 году Олстон возвратился в Америку, на этот раз уже навсегда.
Наименее интересную часть творческого наследия Олстона составляют картины на религиозные и исторические темы. Главным его произведением подобного рода является большое полотно «Пир Валтасара», начатое во время второго пребывания в Англии и так в не законченное в течение всей последующей жизни. На нем изображен кульминационный момент библейской легенды, когда пророк Даниил разгадывает таинственную надпись на стене, предсказывающую царю Валтасару близкую гибель.
Многочисленные персонажи, воплощающие целую гамму чувств и образующие эффектную мизансцену, величественные жесты, драматичная игра света и тени, передача «древневосточного колорита» — все это подчинено авторской сверхзадаче: создать ощущение возвышенности, таинственности и драматичности происходящего. Однако, несмотря на мастерство и искренность чувства, Олстон не смог найти целостного воплощения своего замысла; в картине ощущается и литературная описательность, и характерное для академизма эклектическое подражание великим образцам — от Тинторетто и Рембрандта до Веронезе, Рафаэля и Торвальдсена.
Гораздо более совершенны его небольшие картины, простые по сюжету и близкие к непосредственной жизни: «Вечерняя песнь», «Испанская девушка», портреты (например, Самюэля Уильямса, 1817), а также пейзажи. В них ярко проявилась самая существенная особенность творчества Олстона, определившая его вклад в историю американского искусства, — его умение передать в живописи поэтическое настроение и внутреннее переживание художника. В свой ранний, итальянский период он писал величественные, светлые пейзажи с античными руинами и грозовым небом, навеянные впечатлениями от римских окрестностей и Швейцарии и напоминающие образы Пуссена и Лоррена. Во время пребывания в Англии, совпавшего с трагическими обстоятельствами личной жизни художника, он создал наиболее драматичные полотна, а после возвращения на родину Олстон снова стал писать мечтательные и спокойные картины в духе своей ранней живописи. К этому времени относится самое знаменитое его произведение — «Лунный пейзаж» (1819).
На нем изображена река, напоминающая расплавленное и чуть отливающее голубизной золото, а на берегу — грациозные и таинственные фигуры всадника, женщины и ребенка; ландшафт с панорамой гор на заднем плане, погруженный в сумрак, а над всем этим раскинуто светлое и феерическое небо с луной, плывущей в просвете облаков. В этом пейзаже, одновременно вполне реальном и призрачном, романтизм Олстона проявился полнее, чем в самых экзотических и красочных его полотнах; в нем есть ощущение необыденности и тайны, ассоциирующееся с поэзией Кольриджа или с будущим творчеством Эдгара По.


При цитировании гиперссылка обязательна.