X. ТЕРБРЮГГЕН (1588 — 1629)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Имя Тербрюггена, голландского мастера из Утрехта, связано с новым явлением в европейской живописи — караваджизмом, оказавшим известное влияние и на формирование национальной голландской школы. Само название этого направления говорит о повышенном интересе европейских мастеров к художественному методу знаменитого итальянского мастера Караваджо.
В голландской живописи начала XVII века это направление ярче всего проявило себя в Утрехте. Основную группу утрехтских караваджистов составляют художники Герард Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен и Тербрюгген.
Сведений о жизни Хендрика Тербрюггена сохранилось очень мало. Известны дата его рождения и тот факт, что в юном возрасте он учился у художника-маньериста А. Блумарта. Вероятно, по совету своего учителя в 1604 году художник поехал в Италию и жил там в течение десяти лет. Полученные там впечатления повлияли на все его дальнейшее творчество.
С самого начала Тербрюгген примкнул к художникам, окружавшим Караваджо, его привлекли круг их тем и особый интерес к народным типам, и новое отношение к религиозным сюжетам, трактованным как события реальной действительности. Кроме того, он прекрасно усвоил особый художественный метод, который применял знаменитый итальянец для наиболее яркого и выразительного воплощения своих задач, — новое построение композиции картины с сильным увеличением масштабов человеческой фигуры, приближение ее к зрителю, применение резких контрастов темных и светлых пятен, возникающих при особом «погребном» освещении сцены, употребляемом для усиления иллюзии объемной пластической формы.
Круг сюжетов, выбираемых Тербрюггеном для своих произведений, достаточно широк. Он пишет религиозные и мифологические композиции, многофигурные жанровые сцены, взятые из быта солдат, веселые пирушки завсегдатаев харчевен и картежников. В подобных работах всегда звучит нота гротеска и подчеркнутой вульгарности, подмеченной не только в типах, но и в ситуации.
Но чаще среди произведений Тербрюггена встречаются жанровые картины, в которых с мягкой иронией изображаются веселые музыканты или поющие и играющие гуляки, собутыльники, спорщики, а то и философы («Демокрит и Гераклит» из Утрехта, «Флейтист» из Касселя, «Уличная певица» из Базеля, «Концерт» из Эрмитажа).
Среди всех утрехтских караваджистов Тербрюгген оказался наиболее оригинальным и своеобразным мастером. Программно он опирался на ранние и зрелые работы Караваджо, но в своих решениях художник смягчал резкость цветовых контрастов и придавал караваджевским ситуациям более жанровый характер. Трактовка сюжетов у Тербрюггена, будь то религиозно-мифологический или бытовой, в отличие от Караваджо, характеризуется большим ощущением реальной бытовой среды. Таким образом, в творчестве голландского караваджиста ясно намечается тенденция к переходу от картины мифологической к чисто жанровому произведению.
Присущий художнику мягкий жизненный юмор в отношении к людям и их поведению в значительной мере способствует этому. Он неизменно присутствует в его жанровых сценах. Еще один элемент отличает его работы от произведений остальных караваджистов из Утрехта и самого Караваджо — это его трактовка света. Тербрюгген редко пользуется эффектом ночного освещения или искусственным светом свечи и факела. Он предпочитает яркий дневной свет, колорит, в котором чаще преобладают нежные голубые, желтые и оливковые тона, обладающие особой воздушностью и прозрачностью.
Талант и особенности живописного метода Тербрюггена, вероятно, привлекли Рубенса, который в 1627 году, побывав в Утрехте, выделил Тербрюггена как единственного подлинного живописца, встретившегося ему в Голландии. Утрехтский караваджизм не был в художественной жизни Голландии начала XVII века явлением случайным. С одной стороны, это направление возникло в общем русле нарастания демократических тенденций, а с другой — отражало поиски и обращение художников молодой Голландии к большому стилю итальянских живописцев.
Тербрюгген и другие художники Утрехта впервые в голландской живописи XVII века делают героями своих картин людей из общественных низов, не обезличивая их в общей массе, а выявляя характерные типы. Кроме того, в своем непосредственном активном действии и обращении к зрителю герои картин караваджистов как бы устанавливают с нами тесный контакт.
Интерес караваджистов к натуре приводит к почти точному перенесению облика модели в картину, что делает их образы особенно жизненными. Подобные произведения по характеристике персонажей и решению композиции часто стоят на грани портретного и жанрового изображения.
Опыт утрехтских караваджистов нашел свое продолжение в творчестве Франса Хальса, Рембрандта, Вермеера Дельфтского и многих других голландских художников того времени.


При цитировании гиперссылка обязательна.      Посетите: триммер makita.