ХУАН ГУН-ВАН (1269 — 1354)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Китайский художник Хуан Гун-ван считается одним из четырех великих мастеров периода Юань (1277—1367), сложной и трудной эпохи Китая, когда страна была захвачена монголами. В китайской культуре этого времени происходили большие перемены, серьезные внутренние сдвиги, хотя нередко это выражалось в формах, сложившихся в прошлые века. В живописи периода Юань наблюдалась даже некоторая архаизация, объясняемая специальным интересом художников к старине, к которой относился расцвет национальной культуры, противопоставлявшейся современной чужеземной.
Как и в прошлые века, ведущим жанром живописи в период Юань был пейзаж. В образах природы выражались главные этические и эстетические идеалы времени. Они были и иносказательной формой протеста и символическим выражением духовной свободы в порабощенной стране. Многие живописцы того времени, в том числе и Хуан Гун-ван, свое неприятие иноземного владычества проявляли отказом от всякой государственной и общественной деятельности, уединенным образом жизни, погружением в творчество. Жизнь на лоне природы, в горах, вдалеке от людей давала им особый душевный настрой, располагала к романтическому переживанию природы, как бы слиянию с ней.
Хуан Гун-ван жил в маленькой уединенной хижине, в прославленных своей красотой окрестно стях города Ханчжоу, на юге страны. Иногда он странствовал с кистью и тушью, делая наброски. По преданию, больше всего он любил смотреть на облака, погружаясь в созерцание бесконечного мира. Еще в детстве Хуан Гун-ван отличался необыкновенными способностями, особенно в философии, истории и музыке, он был также поэтом, и его пейзажи, как это было часто и у других юаньских художников, сопровождались стихотворными надписями, составлявшими единое целое с живописью.
Будучи уже глубоким старцем, Хуан Гун-ван в 1340 году сочинил знаменитый трактат «Тайна написания пейзажа», где анализировал живописные приемы мастеров прошлого и предостерегал против ошибок в пейзажной живописи. Самый большой порок он видел в стремлении к внешней привлекательности и красивости, что делает картину вульгарной. Главным он считал простоту и ясность построения, духовную наполненность образов природы.
Сам он писал безлюдные горные пейзажи, где природа представала как величественный, огромный мир («Селенье в горах Фучжун»). Характерная для юаньских художников заниженная линия горизонта способствовала монументализации их произведений, передаче особого ощущения вневременной ценности природы как главной опоры в неустойчивом, полном смятения мире человеческого существования.
В своем трактате Хуан Гун-ван сближал понятия этического и эстетического, считал нравственное совершенство, духовную цельность художника основой высоких художественных качеств его произведения.
Жизнь горного отшельника, полная сосредоточенность на духовной стороне жизни не могли не отразиться в пейзажах Хуан Гун-вана, в наполняющей их возвышенной отрешенности. Теми же качествами были отмечены и стихи этого поэта-художника. По своим художественным взглядам, отразившимся в его живописи, Хуан Гун-ван принадлежал к направлению, которое в китайской эстетике называется вэньжэнь-хуа — «живопись литераторов», «живопись интеллектуалов». Она получила большое развитие в предшествующие столетия и явилась высшим достижением юаньской эпохи.
Мастера этого направления утверждают как главный принцип независимость художника, верность его самому себе, своему предназначению. Особое внимание они уделяли цельности духовного облика художника, интенсивности его внутренней жизни, временами проявляющейся в особом озарении, вдохновении, ведущем к творческому высказыванию в любом виде искусства — поэзии, каллиграфии, живописи.
Слияние же всех этих искусств в форме картины-поэмы становилось наиболее полным выражением внутренней сущности творческой личности, ее высокого совершенства.
Это выражалось не только в преимущественном обращении к монохромной живописи тушью, по своим техническим приемам весьма близкой искусству каллиграфии, но к стилевому единству исполнения живописного изображения и почерка поэтического текста, образного строя картины и стихов.
Творчество мастеров вэньжэньхуа способствовало повышению художественного совершенства китайской живописи. Выдающиеся произведения юаньских мастеров Хуан Гун-вана, Ни Цзаня, У Чжэ-ня, Чжао Мын-фу были образцом для многих поколений китайских художников. Они оказали огромное влияние на развитие китайской, а также и японской живописи последующих веков. То, что мастера вэньжэньхуа в центр внимания ставили творческую личность художника, само по себе было явлением важным и глубоко прогрессивным в условиях культуры средневековья.


При цитировании гиперссылка обязательна.      В ассортименте: kercher.