МИНО ДА ФЬЕЗОЛЕ (1429—1484)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Наследие флорентийского скульптора Мино да Фьезоле не может, конечно, конкурировать с произведениями его великих современников Донателло и Верроккио. Однако, не изучая его, нельзя составить себе полного представления о художественной культуре Флоренции второй половины XV века.
Его искусство очень близко по духу придворной среде, которой окружил себя герцог Лоренцо Медичи. Стремление к рафинированности и утонченности, отличавшее поэзию и живопись, проникло и в скульптуру.
Фигуры, которые изваял Мино, кажется, парят между жизнью и грезой. Во всех его мадоннах изображен один и тот же тип женщины — с тонкой фигурой, удлиненной шеей, изящным носиком и чуть асимметричными глазами. В них чувствуется аристократизм, так же как и в созданных скульптором портретных бюстах членов семьи Медичи и других знатных флорентийских родов.
Мино да Фьезоле придавал большое значение внешнему облику модели, он стремился не только подчеркнуть красоту фигуры, но и прелесть одеяния, воспроизводя каждую пуговку, каждую складочку костюма.
В 1463 году Мино да Фьезоле переехал в Рим, где много работал по заказам церкви, участвовал в создании гробниц кардиналов, для которых было отведено место вдоль стен внутри соборов. И здесь тоже Мино да Фьезоле принадлежат не скорбные образы смерти, но светлые картины воскресения, чаще всего он исполнял изображение мадонны с младенцем, помещавшееся над скульптурой лежащего на смертном ложе усопшего кардинала.
Мрамор, весомый и строгий в монументах, изваянных его современниками, казалось, делался под рукой Мино да Фьезоле мягким и податливым, как глина. Хотя мастер долго работал в Риме, он целиком сохранил свою флорентийскую манеру.
В его произведениях порой чувствуется влияние скульптур Дезидерио да Сеттиньяно. Но это не отнимает прелести у барельефов и статуи Мино (надгробье графа Уго, Флоренция, Бадиа).
В XV веке во Флоренции искусство скульптора сохраняло следы непосредственной связи с ремеслом каменотеса. Не обязательным было найти оригинальное художественное решение, но всякий мастер должен был умело исполнить заказ, удовлетворяющий поставленным требованиям. При этом заказчики чаще всего ориентировались на уже известные образцы.
О жизни Мино да Фьезоле известно очень мало. Лишь автор знаменитых жизнеописаний всех скульпторов и художников эпохи Возрождения Вазари перечислил последовательно его работы и привел трагические обстоятельства смерти мастера, сообщив, что он умер в своей мастерской, надорвавшись, когда передвигал большую глыбу мрамора.
Задумываясь о творчестве Мино, нужно представить себе всю великую армию флорентийских ваятелей, в которой наш мастер был всего лишь рядовым. Однако наравне со всеми он боролся с неподатливым камнем, вкладывая в него душу, запечатлевая в нем жизнь.
Мино да Фьезоле интересен как представитель школы флорентийских скульпторов XV века, которая подготовила великий взлет творчества Микеланджело. Она стала сокровищницей и источником вдохновения для многих скульпторов последующих веков.


При цитировании гиперссылка обязательна.