Ф. ПАЧЕКО (1564 — 1654)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В 1649 году в Севилье был издан трактат «Искусство живописи», написанный испанским художником и теоретиком искусства Франсиско Пачеко. Эта книга явилась результатом многолетнего изучения и анализа художественного метода мастеров самых разных школ и направлений, существовавших в искусстве XVI столетия и первой половины XVII.
Пачеко жил и работал в Севилье, одном из важных культурных и художественных центров Испании. Он был человеком широко образованным, собравшим великолепную библиотеку. В его доме встречались многие выдающиеся люди того времени.
«Ателье Пачеко» — это настоящая академия образованнейших людей Севильи», — так характеризовал мастерскую Пачеко его современник, ученый юрист Родриго Каро.
Пачеко был незаурядным знатоком живописи, но он работал и в графике (портрет дона Франциска Кеведа-и-Вильгас). Ом хорошо владел самыми разными техниками, при создании своих произведений использовал масло, темперу, делал фрески, был миниатюристом, расписывал скульптуру. (Раскрашивание деревянной скульптуры в Испании с давних времен поручалось живописцам, и даже самым известным.) Основные работы художника хранятся в музеях Испании: «Св. Себастьян» — в церкви св. Себастьяна в Алькала де Гуадаира, «Сцена из жизни св. Педро Ноласко» — в музее Севильи.
При некоторой сухости исполнения в них сильно ощущается реалистическое начало. Некоторые произведения Пачеко оставляют натуралистическое впечатление. Эта художественная практика Пачеко несколько противоречит его теоретическим принципам, в которых он проявил себя как страстный защитник традиций романизма.
В изложении своих принципов Пачеко часто основывался на теоретических изысканиях итальянцев — Паоло Пино, Цуккаро, Ломаццо, Дольчи и др., а также на книгах Дюрера и Кареля ван Мандера.
Трактат Пачеко написан легким и ясным языком. Автор сдержанно и тактично полемизирует со своими противниками. В книге рассматриваются в основном работы итальянских и испанских мастеров.
Трактат содержит также советы молодым художникам. Во всем повествовании Пачеко чувствуется глубокое уважение и преклонение перед творческим гением великих итальянцев.
«...В золотом веке, которым наслаждалась Италия, первым был божественный Микеланджело, за ним следовали Рафаэль из Урбино, Альбрехт Дюрер, Антонио Корреджо, Андреа дель Сарто, Полидоро да Караваджо, Федерико Бароччи, Федерико Цуккаро и другие... этой школы. Манера, которой они придерживались, та главная, которую считает должным защищать и наше мнение... Названные [мастера] были настоящими подражателями античным статуям или, лучше сказать, природе», — писал Пачеко.
Интересно, что эта мысль о подражании античным статуям встречается у многих теоретиков XVII века. Даже несколько раньше, чем Пачеко, этой теме посвятил целый трактат великий фламандский живописец П. П. Рубенс.
Много внимания в «Искусстве живописи» уделено Веласкесу. Франсиско Пачеко ставит его творчество выше всех современных ему мастеров испанской школы. Излагая практику живописи, Пачеко рекомендует художнику всегда следовать натуре: «...я держусь больше живой натуры для всего, и если бы мог ее иметь всегда и во всякое время не только для голов, обнаженных тел, рук и ног, но и также для [расположения складок] одежд и для всего остального — было бы хорошо».
Приверженец романизма, Пачеко, однако, не был строг в оценках работ своих современников. Требуя от них живописного мастерства и точности рисунка, который является основой всех произведений великих мастеров, Пачеко предоставлял своим ученикам свободный выбор пути.
Имя Франсиско Пачеко вошло в историю искусства как имя замечательного теоретика и отчасти историка искусства. По его трактату можно составить представление о сложной, полной борьбы художественной жизни современной ему Испании и познакомиться с особенностями работы того или иного мастера. Кроме того, имя Пачеко тесно связано с художественной школой Севильи: именно из его мастерской вышли такие великие живописцы, как Веласкес, Сурбаран, Кано.


При цитировании гиперссылка обязательна.