А. САНСОВИНО (Ок. 1467 - 1529)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В начале XVIII века интерес жителей Флоренции был, как и сто лет назад, прикован к зданию городского Баптистерия. Если раньше флорентийцы следили за конкурсом на исполнение украшенных скульптурой дверей Баптистерия, то теперь требовалось заменить обветшавшие мраморные группы, расположенные над входами в здание.
В 1502 году центральную группу «Крещение Христа» было решено заказать скульптору Сансовино, который своим алтарем Корбинелли во флорентийской церкви Сан Спирито и фигурами Мадонны с младенцем и Иоанна Крестителя, исполненными для генуэзского собора, успел завоевать славу крупнейшего скульптора своей эпохи.
И хотя «Крещение Христа» не было полностью закончено Сансовино, группа эта стала одним из первых скульптурных произведений Высокого Ренессанса: объединение двух огромных мраморных фигур в одну целую пирамидальную композицию, тонкие переходы объемов внутри четкого силуэта — все это создает ощущение гармоничности и пластической наполненности, родственной образам Рафаэля.
Вазари сообщает, что Андреа Доменико Контуччи даль Монте Сансовино учился у Антонио Поллайоло, в 1491 году был вписан в списки корпорации флорентийских скульпторов, а после этого работал около девяти лет в Португалии.
Сансовино проявил свой талант во всех областях скульптуры. Многие из его работ связаны с Римом, куда он переехал в 1505 году и где сразу же получил заказ на две огромные гробницы кардиналов для римской церкви Санта Мария дель Пополо.
В это же время Микеланджело работал над гробницей папы Юлия II.
В работах Сансовино можно отметить две тенденции, которые позже, в скульптуре второй половины века, приведут к образованию классицизма и барочной драматичности. Строгие уравновешенные фигуры гробниц, почти микеланджеловские по своей завершенности бюст и рельеф «Мадонна с младенцем» для болонских церквей, рельеф «Оплакивание Христа» для алтаря Корбинели — все это при всей жизненности образов и естественности пластики имеет оттенок холодной идеализации.
Но в таких работах скульптора, как табернакль (Монтичи, около Флоренции), с драматическим конфликтом втягивающий в себя пространство и рвущиеся друг к другу объемные фигуры ангелов, или алтарь для Монте Сансовино — с почти экстатическими фигурами молящихся — во всем этом как бы предчувствуется гораздо более позднее барокко.
Особенно выразительны многочисленные рельефы Сансовино для базилики в Лорето, и в первую очередь «Поклонение пастухов» (левый рельеф изображает пастухов, правый — святое семейство).
Сансовино оставил много учеников, среди которых самым талантливым был Якопо Сансовино, принявший фамилию учителя. Но и вся скульптура Италии XVI века, если не считать таких выдающихся мастеров, как Микеланджело, развивалась в известном смысле в русле традиций Сансовино.


При цитировании гиперссылка обязательна.