З. М. ВИЛЕНСКИЙ (Род. 1899 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Галерея созданных народным художником РСФСР Зиновием Моисеевичем Виленским портретных образов не может не удивить многоликостью психологических характеристик. В его скульптурах воплощены мудрость и удивительный демократизм «всесоюзного старосты» М. И. Калинина или тонкий артистизм пианиста К. Н. Игумнова, вдохновенный гений А. Эйнштейна и спокойная уверенная сила рабочего И. М. Базанова.
Виленский занимается не только станковой портретной скульптурой, но и монументальной. Его памятники В. И. Ленину в Сочи и Черкесске, М. В. Фрунзе и С. М. Кирову в Москве свидетельствуют о стремлении мастера к многозначному и в то же время лапидарному символизму больших форм. Однако все же больше всего удач выпало на его долю в области станковой скульптуры.
Впрочем, если быть точным, З. М. Виленский не собирался посвящать себя именно скульптуре. С 1914 года он учился живописи в Киевском художественном училище, а затем в Петрограде в Государственных свободных художественных учебных мастерских (б. Академии художеств). Стремясь во Вхутемас, он, за неимением места на живописном отделении, поступил на скульптурное. Трудно было бывшему живописцу мыслить конкретными объемами, но собственные усилия, помощь преподавателей — таких мастеров, как А. Лавинский, И. Ефимов, И. Чайков, — сделали свое дело, и Виленский прекрасно окончил институт в 1928 году.
30-е годы — период обогащения пластического языка скульптора, когда он занимается большой, кропотливой работой над портретными бюстами, жанровыми композициями, памятниками и принимает участие во всех крупнейших художественных выставках. К числу несомненных удач Виленского в это время относятся памятник B. И. Ленину в Азове и бюст C. М. Кирова, установленный на заводе «Динамо» в Москве.
В портрете М. И. Калинина автор сумел передать диалектику образа человека, сочетавшего в себе государственную широту мышления и народный склад характера с особой мудрой простотой. Интимной человечностью и проникновенностью отмечены портреты матери и отца скульптора. И рядом — явление совершенно другого плана — портретные образы выдающихся музыкантов-исполнителей К. Н. Игумнова (1939) и А. Б. Гольденвейзера (1940).
Печать творческой одержимости, преданности искусству объединяет их, и вместе с тем скульптор не забывает пластической моделировкой подчеркнуть индивидуальные особенности их обликов.
В своем творческом методе Виленский приходит в это время к выявлению важнейших качеств характера портретируемого, с тем чтобы и в станковом произведении запечатлеть не случайные черты образа, а его исторически непреходящее содержание. Во время Отечественной войны Виленский попал на один из крупных металлургических заводов и создал знаменитую «Уральскую серию» (1941 —1943). Виленского поразили труженики тыла, их самоотверженный и незаметный героизм, простота и благородство характеров.
Работая в цехах рядом со своими героями, создавая свои скульптуры из производственной глины, он достиг в них особой органичной непосредственности образных характеристик. В портретах металлурга В. В. Колокольникова, вальцовщика И. М. Базанова, работницы Е. А. Власовой Виленский воплотил индивидуальные образы представителей советского рабочего класса и передал объединяющее их чувство патриотизма, понимания ответственности, лежащей на них в эту грозную пору.
Пафос современности, преломленный через конкретную человеческую личность, — так можно было бы определить духовную доминанту образов Виленского. Таковы портреты ученого С. Чаплыгина и авиаконструктора С. Лавочкина, академика А. Виноградова и художника С. Чуйкова.
Таковы и чисто исторические портреты — П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Л. Н. Толстого, в которых автор стремился, не отвлекаясь на частности, создать синтетические образы творцов русской культуры.


При цитировании гиперссылка обязательна.