Ф. ДЮКЕНУА (1594—1643)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В первой половине XVII века художественная жизнь Рима была наполнена борьбой формировавшихся стилистических направлений как в живописи, так и в архитектуре и скульптуре: классицизма, барокко, академизма, караваджизма и т. д. На развитие итальянского искусства в это время оказывали также влияние жившие в Риме иностранные художники. Среди них особую группу составляли фламандцы, в частности, Рубенс и его соотечественник скульптор Франсуа Дюкенуа, которого называли Франсуа Фламандский.
Отзывы современников о работах Дюкенуа часто содержат восторженную оценку. Так, в 1640 году Рубенс пишет в письме к самому мастеру: «... И лично, и как Ваш соотечественник, я радуюсь успеху Вашей милости. ... И Фландрия, наша дорогая родина, будет некогда прославлена Вашими замечательными работами...»
В самом деле, Дюкенуа вошел в историю мировой художественной культуры как один из крупнейших мастеров скульптуры первой половины XVII века. Основные работы Дюкенуа находятся в Риме и Брюсселе. Интерес к ним, к личности самого мастера и к проблемам, с которыми связано сложение его творческого метода, не ослабевает по сей день. Это связано с тем, что творчество Дюкенуа стоит у истоков формирования классицизма.
Дюкенуа родился и вырос в Брюсселе. Там же он получил художественное образование в мастерской отца, у которого отчасти перенял мягкую нежную манеру в передаче непосредственности и наивности детских образов.
В 1618 году Дюкенуа отправляется в Рим. Живя там, он первое годы практически работает только в мелкой пластике. Известны его рельефы, статуэтки из бронзы, дерева, слоновой кости и терракоты. Кроме того, молодой скульптор увлекается реставрацией античных статуй из коллекции Филиппа Колонна. Интересно, что именно в этих работах в области мелкой пластики и реставрации начинает формироваться отточенный классицизм Дюкенуа. Подобное явление вполне закономерно, так как мелкая пластика в силу своего второстепенного положения в иерархии скульптуры в начале XVII века была более консервативна, архаична и сохранила внешнюю форму и схему Возрождения.
Путь к классицизму, избранный Дюкенуа, во многом был продиктован тем, что в середине 20-х годов скульптор оказывается принятым в интеллектуальное общество римских гуманистов круга Кассиано дель Поццо. В этом узком кругу возрождается и культивируется классическая культура и гуманизм Ренессанса, здесь зарождается искусство Никола Пуссена. Интерес Дюкенуа к античности проявился уже в статуе Вакха из галереи Дориа Памфили в Риме, прообразом для которой послужила, вероятно, статуя Антиноя в образе Диониса.
Из простого ремесленника Дюкенуа превращается в ученого интеллектуального художника. Его мелкая пластика в середине 20-х годов получает всеобщее признание. Стиль его небольших работ, где строгий классический идеал сочетается с мягкостью и нежностью форм и принципами светотени, становится основополагающим для камерных произведений классицизма.
Одно из первых значительных произведений Дюкенуа, статуя св. Сусанны (1629—1633), была выполнена для церкви Санта Мария ди Лорето. Композиция была создана с учетом положения статуи в интерьере церкви.
Святая левой рукой указывает на алтарь, взглядом обращаясь к молящимся. Подобное решение отчасти напоминает сценический принцип активного ансамбля барокко, хотя в понимании образа видны классические основы. Благодаря множеству слепков, гравюр, картин «Св. Сусанна» стала известнейшей статуей XVII века.
Один из итальянских исследователей пишет о Дюкенуа: «Он воплотил идеальные нормы с такой же убедительностью и последовательностью, с какой Бернини передал неуловимое мгновение и сложное, неравномерное движение». Эти слова снова напоминают о сложной борьбе стилей и направлений, которая проходила в художественной жизни Рима в начале XVII века. Лоренцо Бернини, идейный противник и соперник Дюкенуа, был ярким мастером, в творчестве которого нашли воплощение все основные принципы барочной скульптуры. В 30-е годы XVII века Дюкенуа и Бернини вместе работали по украшению интерьера собора св. Петра в Риме. По проекту Бернини фигуры четырех святых — Андрея и Лонгина, Вероники и Елены — должны были стоять по диагонали друг к другу и обращать свои взоры и жесты на центральное сооружение средокрестия — «Балдахин» Бернини. В этом состояло смысловое решение ансамбля. Дюкенуа выполнил статую св. Андрея, которая является, пожалуй, самой известной и лучшей работой скульптора. (Сейчас она стоит вне ансамбля, в нише столба, что, конечно, лишает ее композицию правильной ориентации.)
Здесь в полной мере ощущаются талант и мощь стиля Дюкенуа. Святой стоит, опираясь на огромный крест. В его позе, в благородно ниспадающих складках одежды ясно ощущается влияние классических, античных образов.
Значение творений Дюкенуа прекрасно осознавали его современники, но интересно, что скульптор не пользовался шумной славой, как Бернини, и не был объектом жесткой критики. У него не было учеников. Но тем не менее имя Дюкенуа как одного из создателей классицизма в скульптуре может быть поставлено рядом с именем Никола Пуссена.


При цитировании гиперссылка обязательна.