А. А. УРАРТУ (1899 — 1974)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Народный художник Армянской ССР Айцемик Амазасповна Урарту — первая женщина-скульптор в советском армянском изобразительном искусстве. Родилась она в Карее (Турция), в семье преподавателя гимназии А. Тер-Хачатряна. С детства увлекалась лепкой. Ей было двадцать три года, когда она поступила в Государственную высшую художественную школу в Баку, в скульптурную мастерскую С. Д. Эрьзи (работавшего в Баку в первой половине 20-х годов).
Занятия под руководством этого интересного ваятеля подкреплялись стремлением изучать наследие мирового классического искусства — античную скульптуру, произведения мастеров итальянского Возрождения (особенно Гиберти и Микеланджело). Из современных русских скульпторов молодой художнице особенно нравилась А. С. Голубкина.
Первое выступление Урарту на выставке ОРСа (Общества русских скульпторов) в Москве в 1926 году состоялось по приглашению С. Д. Эрьзи. Были показаны две ее работы: «Отдых» — исполненная подлинного чувства пластики в передаче обнаженного женского тела, и жанровая скульптура «Беспризорный» — затронувшая актуальную тему.
Эти работы, впервые подписанные псевдонимом Урарту, обратили на себя внимание общественности. В этом же году художница переехала в Ереван и активно включилась в строительство социалистической культуры родного народа. Она принимает участие в конкурсе на памятник Степану Шаумяну для Еревана. Несколько вариантов проекта памятника красноречиво свидетельствуют о том, какие смелые творческие задачи стремится подымать молодой ваятель, разрабатывая многофигурную композицию. Принцип, положенный ею в основу решения (и используемый в последующих работах), заключается в раскрытии идейного замысла через центральный образ, обогащаемый дополнительными.
1930-е годы — зрелая творческая пора Урарту. Почти десять лет она трудится над созданием памятника гениальному армянскому поэту Ованесу Туманяну. Оригинальность композиции памятника в том, что образ поэта должны были дополнять и обогащать изображения его литературных героев — Ануш, Маро, Алмаст, Давида Сасунского, Мсра-Мелика и других. Идея возвеличивания благородных, мужественных характеров пронизывает собой все творчество Урарту.
Памятник Туманяну не был осуществлен, но скульптуры, исполненные в процессе решения памятника в целом, обрели свою самостоятельную художественную жизнь.
Туманяновский цикл скульптур Урарту внес сильную лирическую струю в армянскую пластику. В этом цикле особенно ярко выявились творческая индивидуальность мастера и стилистические особенности ее пластики: мягкая лепка объемов, создающая нежные переходы светотени, певучий абрис силуэтов и композиционная монолитность скульптурных масс.
Метод лирического проникновения во внутренний мир человека стал основным для портретного творчества А. Урарту. Центральное место в работе Урарту военного и послевоенного периодов занимает станковый портрет. Иногда в нем выступают монументальные черты («Колхозница из Абарана», «Комдив А. Атоян» и др.).
В годы Великой Отечественной войны Урарту создала интересную серию образов современников в портретах Героя Советского Союза майора Антонова, поэтов А. Исаакяна и Н. Заряна, хирурга А. Кечека, художников Э. Исабекяна, С. Карагезян, скрипача А. Габриэляна и других, наделенных экспрессивной выразительностью пластической формы.
К послевоенному периоду относятся известный портрет академика А. Г. Иоаннисяна, портреты рабочего А. Карагезяна, колхозницы А. Новоян и других. Плодом двадцатилетней работы Урарту явилась статуя патриарха армянской историографии Мовсеса Хоренаци (V век), завершенная в 1961 году.
Отлитая в бронзу, эта скульптура украшает один из залов Матенадарана — Института древних рукописей им. Месропа Маштоца в Ереване.


При цитировании гиперссылка обязательна.