X. А. ЕСАЯН (1909 — 1977)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Традиции лирического пейзажа, заложенные в армянском искусстве выдающимся мастером живописи Е. М. Татевосяном, были по-своему развиты и обогащены художниками того поколения, к которому принадлежит Хачатур Акопович Есаян.
Он родился в Карее (Турция), в 1924 году окончил художественную студию в Ленннакане, затем продолжил учение в Ереванском художественно-промышленном техникуме у известных мастеров армянской живописи С. А. Аракеляна, В. М. Гайфеджяна и других. В середине 1930-х годов Есаян учится в Московском энергетическом институте и в 1938 году получает диплом инженера.
Он не бросает занятий живописью и в 1940 году впервые принимает участие своими пейзажами на республиканской выставке в Ереване. Его дебют прошел успешно, и это решило дело. Есаян выбрал для себя путь художника.
Образы природы, созданные Есаяном на протяжении четырех десятилетий, разнообразны. Значительная часть его произведений посвящена изображению родной земли. Он воспел красоту озера Севан, Арагаца, Арарата и Араратской долины. Художника увлекает изображение древних памятников архитектуры, органически «вписывающихся» в природу Армении. Этим пейзажам присуще разнообразие цветовой гаммы и композиционных решений. Они привлекают к себе зрителя особой задушевностью («Весна», 1954; «Арарат в полдень», 1966; «Озеро Айгрлич», 1969; «Храм Артавазик. Бюракан», 1967; «Маринэ. Аштарак», 1962 и др.)
Есаян единственный среди живописцев Армении постоянно обращается к городскому пейзажу. Он тонко чувствует поэзию нового города. Много его работ посвящено столице Армении — Еревану; а также Тбилиси, Баку, Москве, Ленинграду, Таллину и другим городам Советского Союза.
С конца 1950-х годов в связи с поездками художника в Румынию, Францию, Италию, Грецию, Турцию Англию его творчество обогащается новыми образами, мотивами, настроениями. В своих пейзажах Есаян умеет подметить характерные черты стиля архитектуры разных городов мира, правдиво передать жизнь и шумных улиц и тихих уголков, своеобразие природы («Площадь Сеньории. Флоренция», «У Букингемского дворца. Лондон» «Площадь Республики. Бухарест», «Двор Лувра. Париж»).
Свободная манера письма, «импрессионистические» мазки создают переливы красок, способствующие передаче трепетности чувств, владеющих художником. Его светлое, радостное мировосприятие, эмоциональность пейзажных образов, их разнообразие, случалось, вдохновляли армянских композиторов на сочинение музыкальных произведений.
Мартирос Сарьян в предисловии к каталогу выставки произведений Есаяна охарактеризовал его как мастера, обладающего острой наблюдательностью и большим вкусом. Сарьян писал: «Его небольшие по размеру картины — задушевные песни о родной природе, о бурно растущем Ереване. Кисти Есаяна принадлежат многочисленные изящные миниатюры, глубоко содержательные, наделенные тонким чувством красоты. Есаян имеет свое определенное творческое лицо. Он человек высокой культуры, широкого кругозора, тесно связанный с различными областями искусства».
С 1940-х годов Есаян много работает в области театрально-декорационного искусства для театров Еревана, Ленинакана и других городов. Он создал оформление спектакля «Геворк Марзпетуни» по роману Мурацана, опер «Давид Бек» А. Тиграняна, «Кармен» Ж. Визе, «Царь Эдип» И. Стравинского, «Лючия ди Ламермур» Г. Доницетти, «Алмаст» А. Спендиарова, а также был художником фильма «Клятва священника» («Армен-фильм») и др.


При цитировании гиперссылка обязательна.